День рождения домовенка кузьки. Классный час "День рождения домовёнка Кузьки"

галина зимина
«День рождения с домовенком Кузей». Для детей средней группы

День рожденья с Домовенком Кузей .

Под веселую музыку дети заходят в зал.

Под музыку в зал входит домовёнок Кузя .

Кузя : Здравствуйте, ребята!

В детском садике живу

С самого открытия

Без меня здесь не прошло не одно событие.

Как живете, как поете,

Что на завтрак, на обед -

Все я знаю, все я слышу, ведь живу здесь много лет.

Знаю все ваши секреты,

Могу много рассказать,

Даже дать могу советы, как вам лучше поступать.

Сегодня! Для маленьких и взрослых,

Худеньких и толстых ,

Послушных и непослушных,

Веселеньких и грустных

Наше самое классное,

Самое распрекрасное

Представленье, под названьем…

Дети : День рожденья !

Кузя. Сегодня же у нас веселый праздникДЕНЬ РОЖДЕНИЕ , а на дне рождении все разрешается . Поэтому давайте мы сейчас с вами немножко пошалим? Согласны? Тогда приглашаем к нам сюда нашего именинника. Давайте его поприветствуем! И ему сегодня исполняется … лет!

Кузя. приглашает Артема в центр зала, обращает внимание на то, какой он нарядный и т. д.

А вы знаете, ребята, что на днях рождениях положены всякие кричалки, поздравлялки, шумелки и игралки…И сегодня …., мы будем поздравлять только тебя, потому что у тебя сегодня самый замечательный праздник - День ТВОЕГО РОЖДЕНИЯ .

Кузя. Ребята, ну а как же праздник без каравая? Скорее вставайте в круг!

«Каравай»

«Подъем на стульчике»

Дети остаются в кругу

Вед. Все мы. поздравляем,

Веселимся и играем.

Игра с детьми.

Заиграла погремушка

Дети (хлопают в ладоши)

Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп!

Вдруг затопала Марфушка

Дети (топают)

Топ! Топ! Топ! Топ!

И заквакала лягушка.

Дети :

Ква! Ква! Ква! Ква!

Ей ответила болтушка.

Дети :

Да! Да! Да! Да!

Застучала колотушка.

Дети (кулачок о кулачок)

Тук! Тук! Тук! Тук!

Вторит нам в ответ кукушка.

Дети :

Ку-ку! Ку-ку!

Запалила громко пушка.

Дети : (кулачками по груди)

Бах! Бах! Бах! Бах!

И заохала старушка.

Дети : (хватаются руками за голову)

Ах! Ах! Ах! Ах!

Замычала и телушка.

Дети : (показывают рожки) .

Му! Му! Му! Му!

Завизжала с нею хрюшка.

Дети : (прикладывают кулачки к носу)

Хрю! Хрю! Хрю! Хрю!

Зазвенела побрякушка.

Дети : (ударяют по коленям)

Бряк! Бряк! Бряк! Бряк!

Заскакала попрыгушка.

Дети :

Прыг! Прыг! Прыг! Прыг!

Вот такая вот петрушка!

Дети :

Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп!

Кузя. Отгадайте. кто самый лучший выдумщик игр! Конечно, я! Положите все руки на колени, я буду говорить : «Поехали!» , а вы должны хлопать руками по коленям. Я скажу : «Нос» - вы берете за нос, скажу : «Ухо» - беретесь за ухо. Понятно? Тогда будьте внимательны! Поехали! Поехали!

В конце : А теперь поехали на стульчики! (хлопая по коленям, идут к стульям. Садятся) .

Кузя. С днем рожденья поздравляем !

Подрастай же с каждым днем!

Здоровья дружно пожелаем,

Песенку сейчас споем!

Песня «Пусть бегут неуклюже»

Кузя. Что за день рожденья ,

Если нет веселья?

Будет музыка играть,

Будем весело плясать!

Танец по выбору музыкального руководителя.

Кузя. А какой же праздник без подарков? Я приготовил хороший подарок для всех ребят –это воздушный шарик. Вот он, шарик. Полюбуйтесь!

Берёт шарик. Он лопается, а из него выпадает записка.

Кузя. (Ревет) . Ну вот, шарик мой лопнул, Что же теперь делать? Ведь мы остались без подарков. (замечает записку) . Подождите, не грустите, какая-то записка. Прочитаем?

Читает : Чтоб подарочки найти, отправляйтесь по дорожке,

по дорожке не простой, по дорожке расписной.

Ребята вы не видите цветную дорожку?

Дети показывают на дорожку из разноцветных ладошек на стене.

1. Игра «Запеленай младенца»

Кузя. Ребята, когда вы были малышами, мамы все время пеленали вас. А вам так хотелось пошалить и вы все время вырывались из пеленок. Вот мы сейчас и поиграем в игру …

Ведущий вызывает три команды по 2 человека. Одному игроку из команды дается рулон туалетной бумаги. По сигналу игроки начинают обматывать своего товарища. Задача др. ребенка стоять смирно. Выигрывает тот, кто быстрее запеленал товарища.

Кузя. Ну и как, удобно вам в пеленках? Ах, нет? Тогда по моей команде быстренько распеленайтесь.

По команде «младенцы» рвут “пеленки”, освобождаясь от них. Победил тот «младенец» , который быстрее выбрался из пеленок.

Кузя. А теперь кто быстрее соберет мусор!

дети подбирают порванную бумагу.

2.«Чей кружок скорее соберётся» .

Имениннику и еще двум желающим детям даются платочки, у каждого свой цвет. Дети собирают кружки вокруг одного ребенка с таким же цветом платочка и запоминают цвет платочка. Под веселую музыку все танцуют по всему залу, на окончание музыки, собирают кружок. На второй и третий раз платочки меняются

3. Игра с бубном.

Под музыку водящий движется в центре круга, останавливается около двоих детей . Они поворачиваются друг к другу спиной и по команде бегут каждый в свою сторону. Нужно первым прибежать и ударить в бубен.

Кузя. Дружно в бубен мы играли,

А теперь для нашего именинника в исполнении оркестра песня про гусей.

Дети разбирают муз. инструменты (погремушки, колокольчики, кубики, бубны, ложки)

Оркестр «Жили у бабуси» р. н. п.

4. Загадки.

Море тёплое вокруг, мы купались в нём, и вдруг всех друзей как ветром сдуло, к пляжу подплыла.

В сказках он всегда злодей, нападает на людей и в козлятах знает толк – ненасытный серый.

По садам частенько бродит, насекомых разных ловит, на игольницу похож маленький колючий.

Дважды в год он в новых шубках, всех в лесу боится жутко, модный плюшевый красавец длинноухий робкий.

В речке плавает бревно, очень хочет есть оно. Пасть зубастую открыл злой зелёный.

Уши у него смешные, ноги толстые, большие, хоботом гордится он, добродушный, мудрый.

Может плавать в океане, может ползать по саванне, панцирь в клетку, как рубаха. Кто же это?.

В дом воришек не пускать, лаять, прогонять, кусать. Всю науку назубок знает умненький.

Можно только удивляться, почему её боятся? Все визжат, кричат : «Кыш, кыш!» , если вдруг увидят.

В жаркой Африке гуляет, длинной шеей удивляет, сам высокий, будто шкаф, жёлтый, в пятнышках.

Кузя. Загадки дружно отгадали, а теперь, в круг становитесь поскорей.

Будем весело плясать и жирафа изображать.

Танец «У жирафа пятна…»

Кузя. Все мальчишки и девчонки

Очень любят сладости!

Съесть конфеток килограмм –

Нету больше радости!

Я конфет хочу вам дать, только надо их собрать.

5. Конкурс «Собери конфеты»

Кузя. А какое самое вкусное угощение на дне рождении ? Конечно же, торт. Давайте

испечем вкусный торт.

Хоровод «Торт» .

Под музыку «Пусть бегут неуклюже» дети двигаются по кругу, закручивают «улитку» . После окончания музыки поднимают руки-«свечки» вверх. Имениннику предлагается загадать желание и задуть «свечки» . Затем «угощаются» .

Кузя. Вот последняя ладошка, самая разноцветная – подарочная (шестая) .

Вручение подарков.

Круг почета.

Публикации по теме:

«У куклы Кати день рождения». Открытое занятие по обучению грамоте для детей средней группы Цели и задачи. Выявление уровня у детей способности интонационно выделять звук в слове; способность определять первый звук в слове, определять.

Конспект НОД для детей старшей группы «День рождения Бабы Яги» (социально-коммуникативное развитие детей) МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБОЛЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛЕСНАЯ СКАЗКА» Конспект Непосредственной.

Конспект организованной образовательной деятельности детей 5–6 лет комбинированной группы «День рождения медведя» Задачи: Образовательные: - продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа; - продолжать.

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшей группы «День рождения клоуна Бим-Бома» Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа,.

ТЕМА «День рождения домовенка Кузи»
(для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения)
Тип деятельности: непосредственно образовательная деятельность
ПРИОРИТЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Познавательное развитие.
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Создать условия для формирования геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения
Задачи:
Коррекционного обучения.
Помочь детям в последовательном обследовании и узнавании фигур на ощупь
Создать условия для упражнений в умении словесно обозначать названия геометрических фигур
Способствовать развитию представлений о величине фигур, умению ранжировать фигуры по величине в возрастающем порядке
Создать условия для закрепления умения ориентироваться на собственном теле
Обеспечить условия для упражнения в соотнесении элементов узоров и композиций из геометрических фигур
Коррекционного развития.
Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук
Обеспечить условия для развития способности к анализу, сравнению, классификации с опорой на представления о форме.
Создать условия для развития зрительного восприятия, слухового и зрительного внимания, творческого мышления, воображения, зрительно-моторной координации
Обеспечить условия для развития зрительных функций – различения, локализации.
Способствовать снятию психоэмоционального напряжения
Коррекционного воспитания.
воспитывать у детей уверенность в собственных силах.
Воспитывать качества взаимопомощи, взаимного контроля

Виды детской деятельности: познавательно-исследователь¬ская, продуктивная, коммуникативная, игровая.

Предварительная работа: рассматривать орнаментальные узоры из разных фигур, использовать в образовательной деятельности игры на дифференциацию по признаку формы, величины «Разложи на группы», «Наведи порядок»

Планируемые результаты: дети примут активное участие в выполнении заданий. С интересом будут работать, действовать по инструкции педагога, будут эмоционально отзывчивы, выражать словами свои чувства и ощущения.

Материалы и оборудование: проектор, экран, презентация, фонограмма песни «Каравай», мелодия «Госпожа вьюга», мольберт, зеленая ткань (поляна), мяч, перчаточная кукла Домовенок Кузя.

Демонстрационный материал: изображение ворот замка, геометрические фигуры черного цвета («камни»); дорожка напольная с рядом из геометрических фигур желтого цвета («солнечные зайчики»), набор фигур желтого цвета (10x10); изображения 4-х ваз с узорами из геометрических фигур,
цветы с лепестками из геометрических фигур.

Раздаточный материал - набор из 10 геометрических фигур, отличающихся по величине с отверстиями для шнурка, шнурок;

РАЗВЕРНУТЫЙ КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Мотивация к деятельности.
Дети подходят к домику Кузи. На домике табличка с надписью: «Приглашаю всех на день рождения. Домовенок Кузя».
Стучатся. Кузя просыпается. (Появляется перчаточная кукла)
- Ребята, познакомьтесь, это домовенок Кузя. Кузя, извини, что мы тебя разбудили. Мы и представить себе не могли, что ты в свой день рождения спишь.
- На дворе зима, январь, тут такой холод! Б-р-р! (Кузя грустный ёжится)
Снежная Королева разбушевалась, заморозила меня и мое угощение. Замерз я совсем, спать хочу!
- Не волнуйся, Кузя, мы тебя согреем! Ребята, это проделки Снежной Королевы. Нам нужно разрушить ее колдовство, чтобы помочь Кузе. А для этого необходимо добраться до замка Снежной Королевы. Поможем Кузе?
- Путешествие будет трудное! Давайте представим, что мы легкие снежинки, и попросим ветер отнести нас в замок Снежной Королевы.
(звучит мелодия «Госпожа вьюга»)
- Вот подул вдруг сильный ветер. В воздухе морозном
Закружились, полетели ледяные звезды.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Дети плавно кружатся под музыку.
II. На экране демонстрируется слайд с изображением замка Снежной Королевы.
- Ребята, вот мы уже у замка Снежной Королевы. Посмотрите, здесь какое-то послание.
Педагог читает задание из конверта:
«Кто фигуры, закрыв глаза, назовет, тот и в замок попадет»
- Посмотрите, вход в замок завален камнями. (перед детьми на мольберте изображение ворот замка, на магнитах сверху прикреплены «камни» - геометрические фигуры)

Давайте разберем завал и войдем в замок. Возьмите, пожалуйста, по очереди по одному камню и, закрыв глаза, назовите, что это за фигура.
(Дети выполняют задание. С закрытыми глазами обследуют фигуру пальцами, затем называют её, только после этого открывают глаза. Дети
проверяют правильность выполнения задания.)
- Теперь мы можем войти в ворота замка
(Дети проходят и садятся за столы)
III.- Ребята, обратите внимание, как холодно в замке у Снежной Королевы, стены вокруг все изо льда, голые, пусто здесь и как-то некрасиво.
-А, давайте украсим замок. У вас на столах лежат «льдинки». (У каждого ребенка на столе по 10 геометрических фигур разной величины)
Возьмите в левую руку самую маленькую льдинку, а в правую руку самую большую. А теперь выложите льдинки в ряд от самой маленькой до самой большой.

IV.- Наши пальчики замерзли. Давайте разомнем их и согреем.
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
- Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы разминать.
Этот палец самый сильный, самый толстый и большой,
Этот палец для того, чтоб показывать его,
Этот палец самый длинный, он стоит посередине,
Этот палец безымянный – он избалованный самый,
А мизинец хоть и мал, очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять – нужно пальцы разминать,
Чтобы сильными им стать.
V.Упражнение «Собери гирлянду»
- Посмотрите, у вас на столах лежат шнурочки, наденьте льдинки по порядку на шнурки, и у вас получатся красивые гирлянды.

Давайте подарим их Снежной Королеве, думаю, они ей очень понравятся. Она станет немного добрее и расколдует Кузю.
- Нам пора идти дальше.
VI.Динамическая пауза.
Шагают наши ножки по ровненькой дорожке.
Похлопаем в ладошки, пусть попляшут наши ножки:
Ножки вместе, ножки врозь, ножки прямо, ножки вкось.
На носочках поскачите, и на пятках походите.
Устали наши ножки – присядем на дорожке.
Посидим, отдохнем и опять гулять пойдем.
VII. На экране появляется слайд с изображением поляны цветов
Дети приходят на «поляну».
Работа малыми подгруппами «Собери букет»
- Ребята, посмотрите-ка, стало так тепло, что даже цветы расцвели! Давайте составим из них букеты в вазах.
Педагог кладет на коврик перед детьми 4 вазы с геометрическими узорами.

Предлагает детям разделиться на маленькие группы и собрать в свою вазу букет из цветочков с лепестками такой же формы, как и узор на вазе.

Дети выполняют задание, помогают друг другу.
- Молодцы, ребята, посмотрите, какие красивые букеты у нас получились. Отличный подарок Кузе в день рождения.

VIII. На экране слайд с изображением лучистого солнышка.
- Ребята, посмотрите, вот и солнышко взошло над полянкой. Сколько солнечных зайчиков вокруг. Посмотрите, на одном лучике надпись: «Чтобы Кузю согревать, нужно форму предметов назвать»
Игра с мячом «Добавь слово».
- Я буду называть предмет, а вы называть его форму. Отвечает тот, кому я брошу мяч.
Дети в кругу, поймав мяч, называют какой формы предмет названный педагогом.
IX/Игровое упражнение «Продолжи ряд»
- Ребята, эти солнечные зайчики волшебные, если из них выложить дорожку, то она непременно приведет нас к Кузе. Начало у дорожки уже есть. Посмотрите внимательно, как расположены «зайчики», и продолжите дорожку.

Дети выкладывают из геометрических фигур желтого цвета ряд в заданной последовательности. Затем проходят друг за другом по «волшебной дорожке» к домику Кузи. (На экране появляется изображение домика домовёнка)
X.Зрительная гимнастика.
Лучики мы увидали, с лучиками мы играли.
Лучик вправо полетел, я на лучик посмотрел.
Лучики влево полетели, глазки влево посмотрели.
Лучик вверх, вдруг, поскакал и на землю вдруг упал…
Дети смотрят верхи вниз. Все! На травку улеглись.
Глазками моргаем, глазки закрываем, так мы отдыхаем.
XI.Рефлексия.
Дети сидят полукругом на ковре. Появляется Кузя. Дети поздравляют его с днем рождения.
- Ребята, вы все молодцы, справились с такими сложными заданиями. Вот мы и отогрели нашего Кузю. Давайте расскажем ему, с какими заданиями нам пришлось справиться, что было для вас сложнее, а что очень легко.
Дети вспоминают, какие задания они выполняли, что оказалось сложнее всего, что больше понравилось в путешествии.
Кузя благодарит детей и приглашает весело отметить день рождения (звучит музыка «Каравай»).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №3 города Томска

Развлечение

« День рождения домовёнка Кузи »

(Старшая группа)

Воспитатели:

г. Томск, 2015г

Цель: Продолжать знакомить детей в рамках социального проекта «Домовёнок Кузя» с традициями русского народа, группы «Домовята»

    Воспитывать у детей доброжелательные с взрослыми и сверстниками; Развивать эмоциональную отзывчивость, уверенность в себе; Формировать социальную активность дошкольников к подготовке праздников; Обогащать представления детей о самобытности русского народа, домовёнке Кузе;

Предметно – развивающая среда:

    Празднично украшенная группа; Кукла домовёнок Кузя; 2 обруча, метла, 2кубика, 2 шара, 2 деревянных ложки, 2бублика. Подарки для детей и Кузи; Папка – раскладушка «День рождения домового» Самовар, рушник, травяной чай, угощенья для детей. Подборка мультфильмов по мотивам сказки о домовёнке Кузе. Видео ролик «День рождения» группа «Барбарики»

Ход развлечения

Ведущий 1:

    В группе «Домовята» Сегодня шум и суета. Все ребята нарядились, Просто красота!

Ведущий 2:

    Что за праздник готовится тут? Может почётные гости придут?

Ведущий 2:

    Может придут генералы? Может придут адмиралы? А может герой, облетевший весь свет?

Ведущий 1:

    Гадать понапрасну бросьте! Вот он гость наш. Любимый, важный самый, Именинник наш желанный.

Ведущий показывает игрушку домовёнка Кузю.


Ведущий 2:

    Какой нарядный сегодня наш домовёнок. Кузя, ребята к твоему дню рождению выучили про тебя песню. Вот послушай.

Дети исполняют песенку про Кузьку (Сл. и музыка)

Ведущий 1:

    А сейчас, по нашей традиции, хоровод мы заведём и для Кузеньки споём!

Дети вместе с взрослыми и домовёнком исполняют народные хороводы «Каравай» и « Арбуз-карапуз»

Ведущий 2:

    Кузя, ребята приготовили для тебя новую игру. Давайте поиграем.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг»

    А теперь, детвора, у меня для вас игра:

Игра « Бабка - Ёжка»

Эстафеты:

    Перенеси бублик в ложке; Прокати снежок.
    Молодцы! И ещё поиграю с вами я, А для этого, друзья, Свой, найдите башмачёк И пускайтесь наутёк!

Игра: «Найди свой башмачёк»

    А сейчас друзья мои, почитайте мне стихи.

(дети по желанию рассказывают стихи)

    Какие молодцы! А загадки вы отгадывать умеете?

Наступает день рожденья,

Сколько радости для всех

Мы в отличном настроенье

И звучит весёлый….(смех)

К имениннику идём

И подарочки несём!

А ещё для красоты

Мы несём ему …(цветы)

Стол накрыт и ждёт гостей.

Сколько вкусных тут вещей!

Все мы любим угощенье

И конфеты и…..(печенье)

Как чудесно мы играем,

Никого не обижаем,

Нам поссориться нельзя,

Потому что мы …..(друзья)

    Молодцы, порадовали вы меня! А подарки будут?

Ведущий 1:

    Конечно, Кузя! Вот от Лешика и его дедушки пришло видео поздравление.

Просмотр видео ролика « С днём рождения!» группа «Барбарики.»

Ведущий 2:

    А вот от ребят Домовят тебе подарки.

Дети дарят Кузе красивую песню о домовёнке (из Интернет страницы) и

деревянные хохломские ложки.

    Спасибо, спасибо. А я тоже приготовил для вас подарки. Вот для мальчишек-шалунишек конструктор « Лего». А для девочек - лапочек касса и посуда для кукол. А ещё мультфильмы про меня. И прошу, не расходиться. Вкусным чаем насладиться. К чаю ароматному Угощенье знатное.

Кузя угощает детей чаем на ароматных травах, выращенных детьми, на

Кузькином огороде.

    К сожаленью, день рожденья Раз в году заходит в дом. Через год по приглашенью Снова в гости мы придём.

Приложение:

Коммуникативная игра: «Здравствуй друг»

1,2,3 – не зевай!

Себе друга выбирай! – (маршируют по круг)

Здравствуй, друг! – (рукопожатие)

Где ты был? - (грозят пальчиком)

Я скучал – (руки к сердцу)

Ты пришёл! (руки в стороны)

Хорошо! – (обнялись)

Подвижная игра: « Бабка Ёжка»

Бабка Ёжка, костяная ножка.-(Дети дразнят бабу Ягу)

С печки упала, ногу сломала.

А потом и говорит: «У меня нога болит!»

Пошла она на улицу, раздавила курицу.

Пошла на базар, раздавила самовар.

(Баба Яга на одой ножке пытается догнать детей и осалить метлой. При прикосновении метлы ребенок замирает. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут осалены или баба Яга не попросит замены. Считалкой выбирается другая баба Яга. Игра продолжается).

Литература:

    Газета «Солнечный зайчик» №1, Светлана Зернес «День рождения в загадках», май, 2010г; Журнал «Дошкольное образование» №17, «Весёлые встречи с Кузей», сентябрь, 2004г;

И, как настоящий домовой, он не любит, когда его «жваркают» и «дряпают» . Вы не знаете что это такое? Прочитайте книгу, Кузька вам объяснит, как обращаться с домовыми. Сначала, конечно, в баньке попарить, потом напоить, а потом напечь «олюлюшечек» , да побольше, чтоб на всех хватило. Ведь у Кузьки столько верных друзей – Афонька , Адонька , Вуколочка , Нафаня . В нем и следа не осталось от того пугающего образа домового - лохматого, капризного и мстительного духа,- который обитал в «преданьях старины». Собственно, и слова-то такого - «домовенок» - в русском языке до сказки о Кузьке не было. Домовой, домовик, сараяшник, конюшник, баенник - но никакого «домовенка». Домовой - это «нечисть», «нежить», не человек. От него всякого ожидать можно. Но Кузьку бояться нечего, ведь он еще «детенок» домового, ему еще предстоит расти да расти. В самом уменьшении слова домовенок слышится что-то теплое, уютное, домашнее, почти пушистое: котенок, ягненок, зайчонок, домовенок… Может, отсюда лохматая головенка Кузьки ? Он очень забавный: всегда рад поиграть со своими друзьями - домовятами и Лешиком . А еще Кузька сообразительный и очень добрый, любому старается помочь.

Впрочем, здесь Кузька не одинок. В европейской авторской сказке в середине прошлого века среди разномастной нечисти тоже появились малыши. Взять хотя бы Маленького Водяного и Маленькую Бабу Ягу немецкого писателя Отфрида Пройслера . (Конечно, Маленькая Баба Яга - никакая не Баба Яга , а Маленькая Ведьма , но для русского читателя имя героини сказки перевели так - наверное, из соображений благозвучности и понятности.)

Маленький Водяной, Маленькая Ведьма, домовенок Кузька - все они, конечно же, представители «иного» мира, но не враждебного, не противостоящего человеку, а готового с ним… играть. Играть в озорные и веселые игры. Правда, при этом требуется признать, что у всего есть душа: у дерева, у цветка, у воды… У детей это обычно получается само собой. Образы домовят , маленьких водяных и маленьких ведьмочек - еще и свидетельство того, что мы хотим научиться видеть мир с его «детской» стороны - беззащитным, нуждающимся в опеке и в бережном отношении. Как говорила Татьяна Александрова: «Я поняла, для чего нужны пейзажи! Когда-нибудь по пейзажам великих художников будут восстанавливать природу» .

А домовята, лешата, маленькие водяные и другие малыши держат в своих лапках тоненькие, но прочные ниточки, которыми они связывают всех нас с тем миром, из которого произошли, - с миром природы и культуры наших предков.

Но Кузька - не только наследник мудрости и проказ старых домовых. Он еще и хранитель «живого великорусского языка». Татьяна Ивановна научила своего домовенка говорить языком Даля. («Словарь» В.И. Даля был самой зачитанной книгой в доме В. Берестова и Татьяны.) Речь Кузьки пересыпана рифмованными строчками, поговорками и прибаутками, звучащими с завораживающей поэтичностью и с интригующей непонятностью. А Кузька все удивляется: «Вот тетеха, недотепа, невразумиха непонятливая!» Кажется, будто Кузька не просто разговаривает - ласкает словечки, сыплет их вокруг блестящими драгоценными камушками - подбирай, не зевай! На таком языке говорить весело. И жить весело.

Особенно если у тебя есть волшебный сундучок . Кузькин сундучок , превращающий детские рисунки в волшебные сказки, не дающийся в руки «нечувственникам и ненавистникам» , - это повод для новой сказки. Сочиняйте, придумывайте! А сказка может получиться из любого детского рисунка. Рассказывая или читая свои сказки, Татьяна Ивановна всегда давала детям бумагу и краски, чтобы они рисовали то, о чем слышали. Сказочница хотела, чтобы они любили и умели рисовать и сочинять сказки. Тогда, став взрослыми, они будут делать только красивые и добрые вещи, беречь и умножать красоту Земли…

Книги про домовенка Кузьку

В 1975 году вышла маленькая книжечка «Кузька в новой квартире» - реально лишь введение к основному тексту сказки. Все три части книги «Домовенок Кузька» - «Кузька в новом доме» , «Кузька в лесу» , «Кузька у Бабы-Яги» - увидели свет лишь в 1991 году . Татьяна Ивановна Александрова многие годы шла к созданию этого произведения. Впервые о домовых и леших она услышала в детстве от своей няни Матрёшеньки - Матрёны Федотовны Царёвой , поволжской крестьянки. Студенткой Института кинематографии Татьяна Ивановна часто выезжала на этюды под Тарусу и в Поленово, писала окрестности Оки: леса, поля, деревни, интерьеры крестьянских изб, портреты деревенских детей, которым она рассказывала сказки, а они ей в ответ - свои былички про домовых, леших, русалок.

Так у Т.И. Александровой появились две картины из жизни домовых: на одной семья домовых ужинает, а рыженький домовёнок читает им книжку; на другой - девочка в древнерусском платье подметает, а под веником у нее седобородый домовой в красном колпаке. Она собирала народные сказки о всяких «запечных чудесах», разыскивала древние народные словечки и поговорочки в толстых старинных книгах. Те, кто близко знал Татьяну Ивановну, говорят, что рождение домовенка было не столько «трудным», сколько долгим и кропотливым: сказка про Кузьку складывалась в течение многих лет. (Собственно, удивляться тут нечего: у домовых сто лет за один год идет!)

В. Берестов вспоминал о встрече с Таней, случившейся лет за десять до их женитьбы. Она пришла к нему, известному уже писателю и поэту, прославившемуся своим покровительственным отношением к начинающим, и принесла рукописи в черной папке со шнуровкой: «Таня вынула из папки большую красную тетрадь и прочла: «Маленький домовенок с размаху налетел на огромное дерево и кувырк вверх лаптями». Я затаил дыхание. Происходило чудо… Нет в русских сказках ни эльфов, ни гномов, одушевляющих лес и горы, навещающих и людское жилье. И вот теперь эта художница собралась населить для наших детей многоэтажные городские дома маленькими домовятами, о каких еще никто никогда не писал и не рассказывал… И тут как некое видение вдруг возникла предо мной мировая слава этой сказки, если написать ее как следует…» (Из предисловия В. Берестова к книге Т.Александровой «Кузька» , 1991 г.)

Татьяна Ивановна писать не торопилась, а все больше училась жить сразу в двух мирах - в нашем, обычном, и в том, невидимом, который шепотками, шорохами да скрипами посылает о себе весточки. Кроме того, она была художницей. А потому, прежде чем оформить, закончить сказку, изо всех сил старалась увидеть своего героя, разглядеть его во всех подробностях тем особым тайным зрением, которым только настоящие художники и обладают.

В настоящее время сказочная повесть "Кузька" ("Домовёнок Кузька" ) часто переиздается, ее отрывки включаются в дошкольные и школьные хрестоматии, по сказкам сняты мультфильмы. Эту книгу знают даже японские дети в переводе Саяки Мацуя . Домовенка Кузьку и его друзей в книге ждут самые невероятные сказочные приключения. С ним всегда интересно и весело. И все ребята, как только прочитают эту книгу, подружатся с Кузькой . Это точно!

С момента выхода в свет сказки и мультфильма Кузька зажил самостоятельной жизнью - пошел гулять по детским утренникам, обживаться в детских играх и рисунках. Так же, как Незнайка, Чебурашка или Винни-Пух. Такая самостоятельность - безусловное свидетельство писательской удачи: значит, герой состоялся, получился живым и ко времени. Сейчас продолжение приключений домовенка Кузьки п ишет Галина Владимировна Александрова , художница, детская писательница, дочь Татьяны Ивановны Александровой.

Аудиокнига "Домовенок Кузька"

Продюсерский центр "Вимбо" выпустил аудиокнигу по любимой сказке. Аудиоспектакль "Домовенок Кузька" порадует слушателей интересными поворотами сюжета, оригинальной музыкой, разнообразными звуковыми эффектами и прекрасной игрой актеров.

В работе над этим проектом приняла участие замечательная актриса Ольга Будина .

Дети играют в Кузьку на улице и дома, сказка с удовольствием разыгрывается на школьных сценах и в библиотеках. Во многих детских садах и библиотеках стали открываться мини-музеи народной культуры и комнаты-горенки для занятий фольклором, там и поселился Кузька: какая же изба без домового! Он и занятия вести помогает, и в праздниках участвует. Во многих библиотеках кукольный Кузька встречает малышей в комнате сказок, и дети совершенно серьезно дарят ему по самым разным случаям конфетки, рисунки, поделки.

Ребята, если хотите подружиться с Кузькой , зовите его так: "Домовой, домовой, приходи играть со мной!" И он обязательно придет, тогда вы тоже подружитесь с ним!

Мультипликационные фильмы про домовенка Кузьку

Возвращение домовенка . Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1987.

Дом для Кузьки. Режиссер А. Зябликова . Композитор И. Ефремов . СССР, 1984.

Приключения домовенка. Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1985.

Сказка для Наташи. Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1986.

Крылатые фразы из мультфильмов

- Ох беда, беда, огорчение! (Домовенок )

- Нафа-аня! Волшебный сундучок украли! Со сказками! (Домовенок )

- Заходи, гостем будешь. (Домовенок )

- Это я не ем, я не козёл. (Домовенок )

- Мусор вынесла? Умница, дочка! (Мама Наташи )

- Ой, прямо дяденьке на шляпу… (Наташа )
- Ну и что! Отряхнулся - и пошел себе дальше! (Домовенок )

- Кузенька! Вернись, яхонтовый мой! (Баба Яга )

- Ой, дедушка, птицы летят!.. (Лешик )
- Это хорошо, это порядок. (Леший )
- Смотри, и домовёнок летит!.. (Лешик )
- А вот это непорядок. (Леший )

- Говорят, вам счастье привалило? (Ворона )
- Бессовестно врут! (Кот )

- Хочется чего-то, сам не знаю чего… (Домовенок )
- Ремняу-мяу! (Кот )

- Кем ты был? Последний домовой, а стал первый гнездовой! (Ворона )

- Я не жадный, я домовитый. (Домовенок )

- Я не могу быть понарошку, я девочка! (Наташа )

- Счастье - это когда у тебя все дома! (Ворона )

- Это что, сказка такая? (Наташа )
- Это жизня такая. (Баба Яга )

- В дом надо тащить, а не из дома! (Ворона )

- Это наш Кузенька с жиру бесится…побесится и спать пойдет. (Баба Яга )

- А я скажу: «Не пойдешь домой - поймаю и съем!» (Баба Яга )
- А он скажет: «Подавишься». (Домовенок )

- Я чего сказал? Хочу ватрушек! А ты чего напекла!? Вот и ешь теперь сама! (Домовенок )

- Залатай! (Домовенок )
- Вот ещё! Мне мама новую [шубу] купит! (Наташа )
-Ага? И в ней по миру пойдём? Залатай, тебе говорят! (Домовенок )

- Пожалейте сироту бесприютную! С малых лет в людях, ел не досыта, спал без просыпа… Не досыпал в общем!!! (Домовенок )

- Да один, один да один - два; два, два и один - три; три и один четыре; ой м-м-м-м, четыре без четырёх один! (Домовенок )

- Сковородки не чищены! Скотина [кот] не кормлена! (Домовенок )

- Будет тебе настоящая сказка! (Баба Яга )
- Страшная? (Наташа )
- Других не знаем! (Кот )

Викторина по сказкам о домовенке Кузьке

1. Где была написана сказка про домовёнка Кузю? (В Поленово).

2. Каков возраст Кузьки? (7 веков).

3. Чей это портрет? «Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеется». (Домовёнка Кузька).

4. Почему домовёнок Кузя оказался в лесу? (Домовята играли с угольком, и их дом сгорел).

5. С помощью какого волшебного предмета девочка Наташа узнала о жизни Кузи? (С помощью волшебного сундучка, в который положила нарисованный портрет домовенка).

6. Как называлась первая книга Т. И. Александровой про домовёнка Кузю, вышедшая в 1975 году? ("Кузька в новом доме").

7. Что нужно сделать, по словам Кузьки, прежде чем у добра молодца выспрашивать: кто он и откуда? (Сперва добра молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом и спрашивай»).

8. Какие места в квартире Кузька отводил под свое жилище? (Сначала ему понравился белый шкафчик, куда ведро для мусора ставят; потом он забирался в духовку и холодильник).

9. Как называется день рождения дома, и сколько раз в жизни он бывает? (Новоселье).

10. У какого литературного персонажа из сказки Т. Александровой было два дома: один для плохого настроения, другой - для хорошего? (У Бабы-Яги).

11. Что подсыпала Баба-Яга Кузьке в "пирожки с сюрпризом"? (Отворотное зелье, чтобы он забыл свой дом).

12. Что больше всего на свете не любит Кузька? (Чтобы над ним потешались, а еще, когда с ним дерутся, ругают. Не любит домовенок и переодеваться).

13. В роли кого ещё, кроме домового, побывал Кузька? (Гнездового).

14. «Кузенька! Вернись, яхонтовый мой!", - кому из героев сказки про домовёнка принадлежат эти слова? (Бабе- Яге).

16. Кто озвучивал роль Кузьки в мультфильмах? (Георгий Вицин).

17. На какой язык благодаря Саяки Мацуя была переведена сказочная повесть про Кузьку? (На японский).

Стихи и песни про домовенка Кузьку

Домовенок Кузя

В наше доме появился
Новый член семьи.
Как-то сразу появился,
Что не говори.
И хоть часто озорует,
И шуметь горазд,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ

Припев:

Рыжий Кузя -

Домовенок, домовенок, домовой,
Домовой уже с пеленок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя - домовенок,
Как и я он озорник.
Он пока еще ребенок,
Вовсе не старик
Он пока еще ребенок,
Вовсе не старик

Все в квартире вверх ногами,

Вещи кувырком,
Он повсюду вместе с нами,

Будоражит дом.
То уронит на пол стулья,
То собьет палас,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ.

Припев

Если в доме бьют посуду,
Сразу ясно кто,
Кто сует свой нос повсюду,

Тянет решето.
Полтергейст и барабашка
Явно не при чем.
Виноват, конечно, Кузя.

Виноват во всем.

Припев

Песенка Кузьки

Как я дров наколю,
Как я печь растоплю.
И воды наношу,
И тесто замешу.
У меня, у домового,
Молодого, удалого,
Грязи некуда укрыться -
Дело мастера боится.

Марина Аромштам

Песня домовёнка Кузьки

Если внутрь кладут творог,
получается пирог.
Если ж поверху кладут,
То ватрушкою зовут.
Так и эдак хорошо!
Так и эдак вкусно!


Песенка Наташи

Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть,
Только где же этот кто-то..
..и куда.. Он мог залезть?

В. Берестов

Домовенок

Тихо-тихо, словно мышка
В доме бегает мальчишка
Очень маленького роста.
Кто же он? Всё очень просто:

Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок -
Живет он в доме том.

Кто сегодня утром рано
Вытер лужу из под крана?
Кто цветы полил из кружки,
Смел всю пыль, сложил игрушки?

Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок -
Помощник в доме том.

А когда тарелки бьются,
Стены в доме все трясутся -
Кто сказать вам что-то хочет,
Рассердился и грохочет?

Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок
Грохочет на весь дом.

Как же с ним вам помириться,
Тишины опять добиться?
В блюдце молока налейте
И конфет не пожалейте.
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок.
Сластена он, притом.

OkuLina

Загадки про домовенка Кузьку

Источники

Статья Марины Аромштам «С днем рождения, домовенок!»: http://dob.1september.ru/2002/21/2.htm

О писательнице Александровой Т.И.: http://bibliogid.ru/articles/1388

О творчестве Александровой Т.И.: http://www.kykymber.ru/authors.php?author=33

Это интересно

Именины домового



Поделиться: