Когда детей приучают к горшку и какую методику стоит применить? Как приучить ребенка к горшку быстро, легко и без слез: главные правила, эффективные методики и нюансы обучения Легкий способ приучить ребенка к горшку.

Хотя на свете не бывает деток, которые рано или поздно не понимают, что свои «дела» надо делать на симпатичный горшочек, этот вопрос волнует родителей во все времена — «Когда и как приучить ребёнка ходить на горшок?».

Сколько психологов, столько и мнений, но все едины в одном – начинать надо не с покупки горшка, а с приучения к опрятности с самых первых дней жизни крохи.

Вовремя смененный мокрый подгузник – залог того, что вашему малышу не будет нравиться быть описанным или обкаканным, и у вас будет меньше проблем, когда наступит время приучать ребёныша делать свои «дела» на горшок.

Месяцев с четырёх кроху уже можно держать над горшком, загибая ему вверх ножки и приговаривая, как священную мантру: «Пи-пи! Ка-ка!», но делать это надо в те моменты, когда вы заметили соответствующую потребность у мальчика или девочки, например, когда ваша детка кряхтит и тужится. Такой процесс называется – высаживание. Это первый шажок к приучению не «ходить» под себя. Шажок, но ещё не целый шаг!

Наиболее вероятные моменты для этого этапа: сразу после пробуждения (если он или она проснулся сухим), спустя 15-20 мин. после еды, если играющий малыш остаётся сухим целый час-полтора.

Всё это входит в дальнейшее развитие навыка опрятности, который очень выручит нас, когда будет сделан шаг непосредственно к самостоятельному оправлению естественных надобностей.

Главную помощь в приучении к горшку могут оказать близкие родственники семьи

Первый шаг – привыкаем сидеть на горшке

Первый большой шаг в приучении к «домашнему другу» наступает, когда малыш уже твёрдо и уверенно сидит, а это происходит примерно месяцам к 8-ми.

Многие родители, озабочены вопросами: «Когда сажать ребёнка на горшок? Можно ли это сделать раньше 8-ми месяцев?». Сажать можно и в 6-7 месяцев, но очень ненадолго и непременно «страхуя» кроху, поддерживая его двумя руками.

Высаживать своё чадо-чудо на «домашнего друга» надо бережно и аккуратно в любом возрасте, чтобы этот новый жизненный опыт ни в коем случае не напугал малыша, иначе может возникнуть целый ряд неприятных проблем, основа которых – страх перед горшком, и тогда перед вами встанет иной трудный вопрос: «Как научить ребёнка этого горшка не бояться?».

Учтите, сразу у манюни сделать «дела» в горшок может и не получиться, да это и не обязательно, главное на первом этапе – научиться сидеть на этом самом горшке, привыкнуть к нему.

В помощь вам будет не Гугл, а внимательное наблюдение за дитятей, угадывание по его поведению приближающегося момента облегчения и своевременная «высадка» этого «саженца» в горшок, сопровождая процесс пением мантр: «Пи-пи! Ка-ка!»

Эти сигналы так же будут способствовать выработке у малыша нужной и полезной привычки. Через его рефлексы, которые вы у него выработаете еще до года.

Шаг второй — отказ от подгузников

Отказ от памперсов — верный шаг к приучению к горшку, особенно если дома тепло

Вообще, немногие знают, что детки могут контролировать свои процессы опорожнения фактически с рождения, но доступность и удобство подгузников для «ленивых» родителей, сводит эти природные данные их родных карапузиков «на нет» и только добавляет проблем в приучении к опрятности. Фактически родители своими подгузниками «затягивают петлю на собственной шее» и портят нервную систему крохи, ведь давно известно, что переучивать всегда труднее, чем учить.

Подгузники оказывают вам и вашему чаду медвежью услугу: ребёнок, благодаря системе «сухая попка», не понимает, когда он уписался. Поэтому вторым и очень важным шагом при решении вопроса: «Как научить ребёнка ходить на горшок?» — будет отказ от подгузников. Совсем.

Прислушаемся к здравому смыслу – чем дольше используются подгузники, тем крепче оборона малыша от навязываемого ему горшка. Приучить ребёнка в 2 года к «горшечным» делам гораздо труднее, чем с самого раннего измальства!

Конечно, отпускать детку бегать с голой попой лучше всего в тёплое время года, но если у вас в доме достаточно тепло даже зимой, то шерстяных носочков-пинеток будет вполне достаточно.

Шаг третий, тоже очень важный – знакомство с горшком

Горшок в форме медвежонка или любого другого зверя заинтересует малыша и как новая игрушка

Поскольку, в большинстве случаев момент приучения к оправлению естественных надобностей с младенческого возраста уже упущен, придётся знакомить деток с местом правильной оправки – горшком. До малышей надо «донести» этот, такой понятный для взрослых факт.

Алгоритм того, как приучить к горшку мальчика и девочку – всегда одинаков, на приучение не влияют физиологические отличия.

Дайте ребятишкам рассмотреть «домашнего друга», потрогать, постучать и вообще совершить ряд только для него самого понятных действий, а потом покажите им, как только они попытаются пописать, для чего на самом деле предназначен сей предмет, – поднесите горшок к паховой области, если это мальчик, или аккуратно посадите на горшок девочку. Покажите детям (мальчику или девочке), что из этого вышло и обязательно похвалите!

Поверьте, похвала за совершённое правильное действие ещё никому не вредила, в отличии от ругани или крика. Процесс восприятия «горшок – оправление малой или большой нужды» может затянуться на несколько недель, поэтому запаситесь нескончаемым терпением, оно вам точно понадобится!

Но, возможно, именно вас будет ждать большая удача: поймав несколько раз кряду правильное время высадки на горшок, вашего малыша озарит открытие необходимости этого предмета при «пи-пи» и «ка-ка» и он станет сам искать встречи с ним при первых позывах «в туалет». Вот для таких случаев надо постараться, чтобы горшок всегда находился на одном и том же месте, где кроха может его легко обнаружить и воспользоваться им.

Видео о том, как делать не стоит — мама ругает дочку за то, что она описалась в колготки.

«Памперсные» проблемки

Но «памперсные» детки редко приучаются к горшку в раннем возрасте, они «дорастают» до его понимания где-то к полутора годам, а то и позже. Этим детям надо понять разумом, зачем им под попу ставят этот предмет и зачем перед этим снимают с них штанишки.

Бывают случаи, когда «памперсные» ребятишки пугаются за свои «незащищённые» подгузником паховые области и впадают в настоящий ступор или начинают безутешно плакать. Особенно часто это случается с будущими защитниками – мальчиками. И тогда процесс приучения малыша к горшку уступает проблеме боязни малышом остаться без подгузников.

Подгузник придётся снять по-любому, и придётся потерпеть пару дней мокрые штаны, куда вы разрешите малышу писать, даже присаживая его на горшок, через ткань, пока он не привыкнет к отсутствию мягкой прослойки между ним и горшком. Утешайтесь мыслью, что такой метод отвыкания от подгузников даст возможность почувствовать карапузу, что такое по-настоящему мокрые штаны и проникнуться отвращением к такому положению дел.

Звездочка Pi-pi Frend поможет убедиться ребенку, что он сделал свои «дела» как надо

Оценка «готовности»

Не менее важна для здравомыслящих родителей и оценка психологического развития крохи на момент приучения к горшку.

Понаблюдайте за своим чадом и честно ответьте себе на несколько вопросов:

  1. Ощущает ли ваш малыш дискомфорт, если у него грязные руки, личико, одежда или попа? Пытается ли он избавиться от этих неприятностей самостоятельно?
  2. Может ли он сам снять с себя одежду, в частности – штаны или колготы?
  3. Старается ли кроха донести до вас свои желания с помощью отдельных слов или целенаправленных действий? Например, если он хочет пить, то пытается сам достать чашку или ведёт вас за руку на кухню. Возможно, он делает и то, и другое, приговаривая: «Пить!» — тогда это вообще чудесно!
  4. Прислушивается ли к вашим словам? Старается ли вести с вами диалог?
  5. Понимает ли значения таких слов, как «писать» или «пися» и «попа»?
  6. Знает ли названия предметов одежды?
  7. Установился ли у малыша стабильный «режим» дефекации?
  8. Может ли он свободно нагибаться, садиться на корточки и вставать из этого положения без вашей помощи?
  9. Владеет ли он своими руками настолько хорошо, что может поднимать с пола даже мелкие предметы?
  10. Понимает ли, что все вещи должны иметь своё место и может ли отнести на это место поданную ему вещь?
  11. Старается ли подражать вам или старшим детям в семье, если таковые есть?
  12. Может ли оставаться сухим и чистым в течении 1,5-2 часов?

Если на подавляющее число вопросов вы сможете ответить «да», то это значит, что между мозгом ребёнка и его мышцами, и эмоциями сформировалась устойчивая связь-контроль, и вы вправе начать занятия по приучению к горшку своего мальчика или девочки.

Ваш малыш готов к тому, чтобы пользоваться горшком, как говорится, и морально, и физически, то есть сознательно, а отнюдь не рефлекторно, как делают это «беспамперсные» младенцы, не проходившие через насильственное приучение к «ночной вазе».

Но и здесь вам не обойтись без титанического терпения, тем паче, что «аварии» будут случаться время от времени с точностью до регулярно, особенно на первых этапах учения.

Методика приучения к горшку зависит только от родителей

Что нужно помнить при обучении?

То, что очевидно для 1000 взрослых людей, совершенно не является правилом поведения для маленького человека – взрослая логика бессильна перед детской психикой.

Если вы выберете одну из предложенных ниже методик, то действуйте строго по ней, не перебрасываясь на другую и не ваяйте винегрет из «всего по чуть-чуть» в своих действиях. В любой методике важна строго согласованная последовательность ваших действий и их сочетаний!

Выберете для занятий те несколько дней, которые вы сможете полностью посвятить вашему малышу, с утра до вечера. Сколько? – Это будет зависеть от того, какая система-метод использована.

Хорошо было бы, если вас смогут сменить на этом «посту» супруг или бабушка.

Чётко уложите себе в голову простую мысль: «Воспитание — большой, трудоёмкий и зачастую долгий путь. Да не покинет меня терпение и любовь на этом тернистом пути!»

Вас совершенно не должно волновать мнение окружающих, соседей, добрых тётушек и сказочных фей. Защитить своего малыша и свою психику от всяческих сравнений и советов вполне можно толстым одеялом уверенности в своей правоте. Начинайте наконец-то действовать!

О том, как выбрать горшок есть отдельная статья-инструкция, а вам пока представляем видео..

Метод семи дней

Этот метод одобряет наибольшее количество родителей ребятишек в возрасте 1,5 – 1,8 лет. Называется он «Добровольный малыш» и разработала его детский педиатр Джина Форд для деток, уже умеющих выполнять несложные самостоятельные действия и понимать требования родителей.

И самое главное, он полностью отвечает на животрепещущий вопрос: «Как приучить к горшку всего за 7 дней?».

В помощь по приучению к горшку можно использовать любимую мягкую игрушку ребенка

День первый

  1. Сразу после утреннего пробуждения снимаем подгузник, объясняя малышу, что он уже достаточно взрослый, а взрослые подгузников не носят, и с ходу сажаем чадо-чудо на тёплый (!) горшок. Выдерживаем 10 мин. По идее, этого времени должно хватить на все мокрые и остальные «дела».
  2. Если малыш не справился с задачей, то можно привлечь на помощь любимую куклу или мишку. Капните в горшок чуть воды, посадите на него игрушку, прочитайте подходящую к случаю мантру и обязательно бурно восхититесь тем, что «наделала» игрушка. Похвалите её, можете даже угостить резиновое (плюшевое) чудо кусочком лакомства и идите вместе с собственным ребёнком выливать горшок.
  3. Предложите малышу сначала спустить воду в унитазе (не знаю ни одного ребёнка, которому бы не нравилась эта процедура), а потом предложите ему повторить «подвиг» куклы-мишки.
  4. Если кроха отказывается наотрез от повторения «подвига», сделайте вид, что весьма огорчены его поведением, но только не предпринимайте никаких силовых действий!
  5. Повторите попытку посадить малыша на горшок через 15 мин. И ещё через 15 мин. И ещё через 15. Пока наконец-то у вашего крохи что-нибудь да не получится. Вот теперь настало его время славы, вашего восхищения и нескончаемых похвал!
  6. Если хитрый карапуз умудрился напрудить в штаны между двумя попытками, не отчаивайтесь, но обязательно выскажите своё огорчённое: «Ай-ай-ай! Такой большой, а штанишки мокрые, как у совсем маленького!».

Заметьте разницу! Вы должны огорчиться, а не рассердиться или (не дай Бог!) разгневаться! Иначе малипусь чётко свяжет этот «страшный» предмет со своим испугом и вашим гневом.

И так поступайте в течении всего первого дня.

День второй

В этот день мы будем закреплять полученные в первый день навыки чистоты и опрятности: будем сажать малыша и куклу по очереди на один и тот же горшок, выдерживать по 10 мин. и хвалить их по очереди.

Предоставим малышу возможность убедиться в правильности своих действий, путём похвалы и возможности спускать воду в унитазе каждые 15 мин. Сами же будем внимательно следить за временем и за тем, чтобы малыш не заигрался и не напрудил (а то и чего помощнее не сделал!) в чистые и сухие штанишки.

Высаживание мягкой игрушки поможет в приучении к горшку ребенка

День третий

Этим днём мы идём гулять! И гулять мы идём вместе с пластмассовым «домашним другом», игнорируя даже само понятие «Памперс»! Если уж мы решили подгузниками не пользоваться, то сделаем это без малейшего сожаления, а иначе малыш может запутаться: «Куда писать будем?» и все усилия двух предыдущих дней уйдут насмарку, увы.

Мы обязательно посетим «домашнего друга» перед выходом на улицу, ровно на 10 мин, да и на улице будем интересоваться у нашей детки, не хочет ли пописать-покакать в свой чудесный горшок.

«Ночную вазу» сколько-то дней придётся потаскать за собой, но, как только малыш привыкнет не прудить в штаны, а сознательно проситься «пи-пи», горшок с успехом можно будет заменить кустиками.

День четвёртый — закрепительный

К этому дню и вы, и ваша кроха уже разобрались, что к чему и почему, остаётся лишь следить, чтобы малипусь не забывал, что это за пластиковый предмет стоит у него на виду. Будем регулярно напоминать и спрашивать: «Ты не хочешь пи-пи? Сходим на горшочек?».

День пятый, шестой и седьмой

Всё, как в четвёртый. Главное, не пропускать время посещений «туалета». И обязательно хвалить, хвалить, хвалить после каждого удачного «попадания» мокрого «снаряда» точно в цель! Довольный похвалой малыш обязательно будет стараться получить похвалу ещё раз!

Будить ли ночью

Быстрые методики приучения к горшку позволяют прочно закрепить материал

Обычно к годику детки уже пачкают штанишки калом, но вот прудить туда они могут ещё продолжительное время и будут сообщать вам об этом уже, как о свершившемся факте.

Особенно часто это будет происходить ночью, во время сна. На ночь, на первое время приучения к горшку, подгузникам можно сделать послабление. Но только на ночь!

Будить ли чудную девочку или чудного мальчика для «пи-пи» ночью? Это целиком зависит от того, как ребёнок ведёт себя после пробуждения. Если спокойно садится на горшок, а потом так же спокойно засыпает, то будить можно и нужно.

Но если дитя активно протестует, плачет, у него нарушается сон, то вам придётся ограничиться тем, что просто поменять потихонечку мокрый подгузник на сухой. Приоритет в данном случае должен быть отдан спокойному ночному сну – однозначно!

Неприятности происходят с малышом примерно с 2-х ночи до 5-ти утра, так что, пока вы не выясните, можно ли будить ваше чадо-чудо для ночного хождения на горшок, придётся не поспать в эти 2-3 ночи.

Принципы методик быстрого обучения

Методики быстрого приучения малыша проситься на горшок оправданы и хороши тем, что позволяют быстро закрепить у крохи привычку находиться продолжительное время в сухом состоянии и закрепляют связь «горшок – оправление» в течении нескольких дней.

Без этих методик процесс возникновения «дружбы» с горшком может затянуться на несколько недель, а то и месяцев.

Но, если вам некуда спешить (у вас не «горит» путёвка в детсад или билеты на Ямайку), то особо торопиться не стоит: горшок сам «придёт» к вам в положенное время, честное слово!

Никогда не забывайте, что именно ваш малыш – уникален, и его развитие так же уникально и может здорово отличаться от развития и действий соседского Васи или Пети, которые «уже давно ходят на горшок!». Не срывайте себе и своему роднульке нервную систему, требуя от него пока недоступных его пониманию действий!

Зато ваш кроха может построить целую башню из кубиков! А Петя может? Вот то-то и оно! Вот она – мамина радость, которая и должна стать отправной точкой в успешном освоении новой ступеньки развития – навыка проситься и самому ходить на горшок.

Не принижайте достоинства вашего малыша даже в мыслях, гордитесь его достижениями и, само собой, хвалите и поощряйте за каждый сантиметр пройденного пути к самостоятельности!

Если через неделю активных совместных действий со стороны вас и вашего дитяти, кроха регулярно и радостно предоставляет вам следы своей жизнедеятельности в горшке, то можете считать свою задачу по приучению ребёнка к горшку выполненной, даже когда время от времени у малыша случается «сбой программы».

«Сбои» имеют место быть лет до 5-6, особенно по ночам, и это абсолютно нормально, не надо ставить ему самостоятельно диагноз «энурез», а потом впадать в панику по этому поводу.

Перед прогулкой на начальных этапах приучения обязательно нужно сходить на горшок

Методика «Три дня до горшка»

Бывают случаи, когда приучить ребёнка к горшку надо просто срочно! Тогда вам подойдёт эта турбо-метода.

При её применении так же важны похвала и последовательность, помноженные на ваше терпение, но определение готовности к ней самого ребёнка архи важно!

Для начала определим, готов ли ваш карапуз к «турбо действиям»:

  1. Может ли он не писать 1,5-2 часа?
  2. Выработались ли у него определённые часы для облегчения кишечника?
  3. Не пытается ли он снять с себя подгузник, после того, как «сходил» туда?

Если ответ «да», то можно начинать «подготовительную работу». Для этого приобретём горшок нужной нам формы и размера, согласно половой принадлежности чада. До этого времени «домашний друг» не должен фигурировать в качестве игрушки среди кубиков, лошадок и надувных зайцев!

С первых дней появления в доме «ночной вазы» приучите малыша к мысли, что горшок – не игрушка, а важный предмет для поддержания чистоты и опрятности крохи.

Всё это, а также мысли о том, как хорошо уметь делать «ка-ка» и «пи-пи» на этот славный горшочек (ну, прямо, как совсем взрослый!) мы будем внушать ребёнку в течении одной-двух недель. Конечно, мы покажем манюне «как это делается», но не на собственном примере (в силу морали и этики), а привлечём к действию всё тех же кукол и мишек.

Если в нашем «распоряжении» окажется старший ребёнок или соседский малыш, который уже умеет справляться с этой сложностью, то возблагодарим удачу и привлечём их к нашему трудному делу.

Купите дитятке новые красивые трусики с ярким рисунком, который понравится вашему крохе, но не разрешайте натягивать их на «Памперс», объясняя, что трусики носят только те детки, которые уже умеют писать в горшочек или унитаз. Стимулируйте малыша на безболезненное расставание с прокладкой-памперсом!

Теперь, когда разъяснительно-подготовительная работа с осознанием грядущих перемен проведена, можно приступать к следующей части программы, к непосредственно высаживанию на горшок. И эта часть займёт у нас, как мы помним, три дня.

День № 1 — это самый трудоёмкий день

Горшок в форме трона принцессы заинтересует родителей девочки

Как и в первой методе, оголяем попу карапуза с часа его пробуждения и наконец-то разрешаем ему одеть красивые трусики и настоятельно советуем ему пописать на горшочек.

Поскольку наша задача не допустить «протечки» в красивые трусики, откладываем в этот день все самые важные дела и ходим за манюней целый день с горшком «наперевес», настойчиво, но без применения силы, предлагая ему сделать свои «дела» в эту пластмассовую чашу.

Поскольку кроха уже знает, благодаря подготовительному внушению, для чего служит горшок, нам остаётся лишь закрепить в его сознании действие (писание) и предмет (горшок).

Для этого мы будем ловить каждую каплю, готовую сорваться из детского тельца в подставленную под струйку «ночную вазу». И будем бурно выражать своё восхищение, когда нам это будет удаваться.

Восхищаться мы будем, само собой, поведением малыша, а не своей ловкостью, хотя именно нам важно в этот день стабилизировать каждую попытку нашего чада-чуда облегчиться при усаживании на горшок. Почувствовал приближение «ка-ка» или «пи-пи»? А вот он, наш чудо-горшочек! Он и в правду чудо: трусики-то остались сухими! Какой наш малыш умница! И пописать сходил, и трусики не замочил! Ну, совсем уже вырос нас малыш, как папа прямо!

Думается, что поймать все струйки у вас не получится, но вы разумно не станете заострять внимание на собственных промахах, а уж тем более винить в них собственное дитя. Негатив имеет дурную привычку разрастаться вплоть до полного отказа крохи от этого неприятного предмета – горшка.

Не забудем посидеть на нём после еды и после дневного сна, посетим «домашнего друга» на ночь и ляжем спать, поставив горшок в зоне видимости маленького самостоятельного человека.

По поводу ночного подгузника решать вам.

День № 2 — этот день мало отличается от первого, разве что сегодня мы пойдём гулять без подгузника!

  • Как только наш роднуля сходил на горшок, мы одеваемся и выходим на улицу, прихватив с собой чистые штанишки и красивые трусики.
  • Гулять мы будем совсем недалеко от дома, чтобы при первых позывах к «пи-пи», мы могли опрометью метнуться в дом и усесться на горшок. Не успели? Не беда! Всё равно дойдём до дома и посидим на «домашнем друге».
  • Если до дома далековато, молча и споро переоденемся в запасную одежду, вроде, как и не было ничего!
  • Если шансов быстро «долететь» до дома нет, то придётся «выгуливать» и горшок, хорошо, если в запасе есть походная складная моделька!
  • По возвращении домой сходим на горшок и продолжим день в привычном ритме: ловим струйки и хвалим, и поощряем, и восхищаемся.

Заканчиваем день №2 так же, как и день № 1.

День № 3

В идеале – повторяет первый и второй дни, лишь добавим в него ещё одну дополнительную прогулку с тем, чтобы наша детка попробовала сдержать свои порывы «сходить в туалет» прямо здесь и прямо сейчас, и потерпела до горшка, который в этот день с нами «гулять не пойдёт», а останется «дожидаться» нас дома.

Как правило, после столь глубокого погружения в «горшоко-терапию», детки начинают воспринимать горшок, на который надо оправлять все свои нужды, как нечто само собой разумеющееся: захотел пописать – бегом на него!

Некоторые детки «просятся», а некоторые всё делают самостоятельно, поэтому, во избежание неприятных «мокрых ситуаций», одежда малыша должна быть максимально комфортной для разоблачения: никаких сложных шнуровок и тугих резинок, не поддающихся пальчикам полуторагодовалого крохи, оставим в покое перекрещенные или завязанные лямки и трудно поддающиеся расстегиванию пуговицы. Девиз: «Чем проще – тем лучше!»

Но не оставляем своим вниманием кроху и на четвёртый, и на пятый день! Всё, чему он научился, надо ещё повторять и повторять, шлифовать полученные навыки, оттачивать приобретённые умения.

Напоминаем манюне, что его «домашний друг» его уже заждался, если кроха заигрался и не подходит к горшку более часа, устраиваем внезапные внеплановые «посиделки» перед тем, как выйти в магазин или просто посидеть на окошке.

  • Перед сном – обязательно!
  • После сна – обязательно!
  • А уж после еды – всенепременно обязательно!

Если роднулик забылся и уселся на горшок прямо в своих красивых трусиках, мы ни за что не будем пенять ему за это, а скорее наоборот, он же честно сел на горшок, сделать свои «дела»! А мы разве не этого добивались от малыша, когда хотели, чтобы он усвоил «туалетный» навык?

  1. Необычайной популярностью среди молодых родителей пользуется курс Натана Эзрина и Ричарда Фокса «Приучаем к горшку за 1 день». Авторы этой книги + видеокурса утверждают, что разработали невероятную систему, следуя которой можно приучить карапуза к «ночной вазе» буквально за 1 день. Да что там – день! Через 4 часа ваш кроха будет не просто ходить, он будет бегать в туалет безо всяких напоминаний и капризов! Может быть… Может быть…
  2. Говоря по-совести, большего доверия вызывает метод Марии Аталиковой «Простое пошаговое обучение за 27 дней». Это, конечно не за один день, и даже не за три, но зато это очень понятный, адаптированный к нашим детям, практический курс, дающие огромный процент положительных результатов, благодаря поэтапно-последовательным практическим занятиям с малышом. Чем ещё хорош курс, кроме понятного содержания? – Избавляет от порочной зависимости от подгузников с возраста 3-х месяцев.

Конечно, каждый родитель решает сам, когда нужно приучать ребёнка к горшку. Для кого-то приемлемо обучение с младых пяточек, а кто-то готов подождать и до 1,5-2-х лет. Но следует помнить, что все предложенные методики лучше «работают» с детьми до 2-х лет. Крайний срок – 2 года и 3 месяца. Крайний!

Если вы не смогли справиться с этой проблемой в должное время, то, в более старшем возрасте, вам может понадобиться помощь иного специалиста.

В любом случае, научить малыша оставаться сухим, а не писать на тапки – обязанность именно родителей, а не «Памперсов»!

Подгузники – отличное изобретение, благодаря которому многие мамочки не занимаются нескончаемой стиркой и глажкой большую часть времени после родов. Рано или поздно родителям приходится знакомить своего малыша с горшком. В каждой семье это происходит по-разному и в разном возрасте. Кто-то уже в полтора годика бежит к нему, на ходу стягивая штанишки, а кто-то проходит жесткую школу взросления в садике, приучаясь правилам самообслуживания с помощью воспитателей и нянечек. Как приучить ребенка к горшку, и что делать, если он отказывается им пользоваться?

Когда лучше знакомить ребенка с горшком

Без труда обучаться новым навыкам дети начинают, когда готовы физически и морально. Ни одна здравомыслящая мама не будет заставлять ребенка ползать или стоять на ножках, если он для этого еще не созрел. Специалисты и в вопросе туалета рекомендуют родителям не спешить, так как приучить ребенка к горшку, когда ему уже исполнилось 2 года намного легче. Если малютку до этого возраста силой сажать на непонятный предмет, издавая звуки вроде «пис-пис», он ничего не поймет, и будет противиться. Иногда детей настолько запугивают, что они начинают плакать при одном виде горшка.

Когда же начинать приучение? Если ребенку не нужно скоро идти в садик, мама может отследить его поведение. Малыш всегда подаст знак, что хочет в туалет. У каждого он свой. Один начинает вздрагивать или замирать, другой будет тужиться или кряхтеть. Нужно улучить такой момент, и быстро посадить его на горшок. Если успеть вовремя несколько раз, кроха начнет понимать истинное предназначение горшка.

С какого возраста приучать ребенка к горшку, интересуются молодые мамы? Оптимальным считается 1,5-2 года.

До этого детям сложно контролировать свои потребности. То, что мочевой пузырь и кишечник наполнен, малыш не замечает. Если соседка хвастается, что ее годовалый сын уже может какать в горшок, это не значит, что проблема решена на сознательном уровне. Просто его высаживают туда с завидной регулярностью. Срабатывает рефлекс. Если успели посадить вовремя, все получается, если нет – он наделает в штанишки.

Когда ребенок уже способен:

  • присаживаться на корточки и подниматься без чьей-либо помощи;
  • собирать различные предметы с пола, раскладывать их по местам;
  • усаживаться на горшок самостоятельно (даже без снятия штанишек) или сажать на него игрушки;
  • хорошо понимать, что ему говорят, воспринимать похвалу от родителей, просьбы и поощрения;
  • произносить несколько слов, сообщать о своих желаниях;
  • оставаться сухим после пробуждения днем, не писаться, бодрствуя 1,5-2 часа;
  • чувствовать, что мокрые и грязные трусики доставляют неудобство

мама может смело начинать приучение к унитазу или горшку.

Важно! Каждый ребенок развивается индивидуально. Возраст, с которого переходят к горшку после памперсов, также отличается. Если кроха писает на горшок в годик, это не связано с его осмысленными привычками. Он должен четко понимать, что делает, а не следовать рефлексам.

Какой горшок лучше покупать

В магазинах детских товаров предложен большой ассортимент горшочков для мальчиков и девочек любого возраста. Для девочек их изготавливают круглой формы, для мальчиков овальной с небольшой выпуклостью впереди, что соответствует анатомическому строению тела. Можно выбрать любую модель — от классической до горшка в виде животных или машинок. Консультанты расскажут молодым родителям о преимуществах и недостатках того или иного изделия.

Следует учесть несколько моментов, о которых может не знать даже опытный продавец:

  1. Теплый материал. Изделие не должно быть холодным. Вряд ли малышу, привыкшему к теплым памперсам, мягким пеленкам и нежным маминым рукам, понравится прикасаться попой к железу или керамике. Желательно выбирать модели из пластика. Они яркие, привлекательные и комфортные, а главное, теплые. Их легко мыть и дезинфицировать.
  2. Удобство. В таком деликатном вопросе не менее важное место занимает удобство и наличие спинки. Своему карапузу можно подобрать вариант, соответствующий анатомическим признакам. Главное, чтобы отверстие было достаточно широким, и не впивалось в тело малыша.
  3. Устойчивость. Неустойчивый туалетный предмет при неловком движении легко может опрокинуться вместе с ребенком. Это чревато категорическим отказом садиться на него в следующий раз.
  4. Мобильность. Модели, имеющие съемную крышку, можно брать с собой в поездку.
  5. Эффективность. Горшки со световыми или музыкальными эффектами мешают детям , отвлекая их от основного процесса. Зачастую их воспринимают как игрушки, а не предмет необходимости.
  6. Качество. Хороший горшок должен быть гладким, однотонным и твердым. Трещины или острые выступы не допустимы. Не нужно забывать о том, что содержимое нужно будет регулярно выливать в унитаз, поэтому крепкая удобная ручка – важный элемент изделия.

Если горшок состоит из нескольких деталей, следует проследить, чтобы они легко снимались и были доступными для мытья. Иначе в уголках будет скапливаться грязь, и предмет необходимости превратится в рассадник микробов.

Методики приучения

Родителям нужно запастись недюжинным терпением, так как приучить годовалого ребенка к горшку за один день не получится. Облегчить процесс можно, следуя некоторым рекомендациям:

  • знакомить малыша с новым предметом нужно не спеша, играя. Лучше объяснить, что это очень хорошая вещь, и если ей пользоваться, трусики не будут мокрыми, а луж на диване или на полу станет гораздо меньше. Хороший пример можно показать на игрушках, сначала усадив на горшок, к примеру, любимого мишку, а затем зайца;
  • ребенку нужно рассказать, что ходить в мокрой одежде неприятно. Попа начнет краснеть и болеть. Чтобы этого избежать, надо ходить на горшок. Предмет для туалета желательно поставить в детскую комнату и сжать на него кроху после пробуждения, прогулки и еды;
  • необходимо поощрение. Если все получилось, ребенка обязательно нужно похвалить. Тогда в следующий раз карапуз обязательно захочет повторить свой маленький успех. Если же случилась «авария», расстраиваться и ругать малютку не нужно. Достаточно мягко напомнить ему о существовании в доме горшка, который не позволит штанишкам снова намокнуть;
  • горшок должен быть на видном и привычном месте. Если ребенок сам сядет на него и сможет справиться со своими делами, радость будет огромная, а реакция мамы вдвойне его порадует;
  • не нужно уделять обычному процессу чрезмерного внимания, обкладывать кроху книжками и игрушками, устраивая кукольное представление. Акт испражнения не должен ассоциироваться с играми .

Нельзя, высаживая ребенка на горшок, держать его против воли, пока он не пописает. Это вызовет сопротивление, и когда кроху освободят, он испражнится в другом месте, но только не на коварном горшке. Тогда лучше забыть об этом предмете на время, и попытаться завлечь ребенка другим способом. Мальчику, как взрослому, можно предложить пописать стоя. Девочке — пустить ручеек в тазике. Если это помогло, к горшку можно смело возвращаться, но не так напористо.

Каждый человек индивидуален. Это нужно учитывать при воспитании детей. Нельзя равнять своего малыша на соседских деток-ровесников, которые уже научились туалетным премудростям.

Получить успешный результат можно, приняв во внимание несколько советов:

  • быстро приучить ребенка к горшку можно, когда он готов психологически и физически. Определить это могут родители, постоянно находящиеся рядом с ним;
  • усаживать на горшок карапуза необходимо после каждого пробуждения. Если он не уписался в постель, значит, есть вероятность того, что он успешно сходит на горшок;
  • если малыш заболел (режутся зубы , болит живот , поднялась температура) не нужно начинать обучение;
  • не ругать кроху, если он забыл о горшке и намочил штанишки;
  • лучше всего начинать приучение летом, когда будет возможность долго ходить голышом или надевать минимум одежды;
  • внимание ребенка должно фиксироваться не только на процессе опорожнения, но и на снятии белья, выливании содержимого в унитаз, возвращении горшка на свое место;
  • во время мочеиспускания не следует использовать звуки льющейся воды. Это в дальнейшем может негативно отразиться на психике.

Как приучить к горшку за 7 дней

Некоторые мамочки, желая сократить количество используемых подгузников и уменьшить количество стирок, стараются быстрее приучить ребенка ходить на горшок. Как правильно приучить своего ребенка к горшку? Существует особый метод, позволяющий малышу привыкнуть к нему за 7 дней. Ее разработала известная акушерка, и автор множества пособий по уходу за детьми, Джина Форд. Методику одобрили многие женщины, дети которых уже умели снимать с себя штаны и понимать, что им говорят.

  • Первый день

Утром первого дня с малыша снимают подгузник и, предлагая сходить в туалет, подводят к горшку. Процедуру, если первая попытка была неудачная, повторяют каждые 15 минут, пока она не закончится успехом. Желательно добиться, чтобы ребенок просидел на горшке около 10 минут, этого ему хватит для опорожнения. Можно присесть рядом и развлекать кроху, чтобы он не вскочил с места. Если поймать момент не удалось, ребенок начинает противиться, лучше не настаивать. Здесь требуется терпение.

  • Следующие 2 дня

Во второй и третий день действуют по тому же принципу. За ребенком нужно следить, не давая ему забыться и справить нужду в штаны. Если выбран метод семи дней, памперсы не надевают даже на прогулку. Перед выходом малышу предлагают сесть на горшочек. А гуляя, интересуются, не хочется ли ему писать, дабы избежать неприятного сюрприза.

  • Оставшиеся 4 дня

Уже с четвертого дня родители и ребенок примерно знают, когда следует посетить «туалетного друга». Если малыш увлекся игрой, ему нужно напомнить об этом и обязательно похвалить в случае удачи. Мамина радость станет толчком для окончательного овладения ребенком туалетных навыков.

Как приучить к горшку за 3 дня

Если кроху не подталкивать, процесс затянется надолго. Приучить ребенка к горшку за 3 дня можно, используя еще один проверенный метод. Но это не значит, что малыш ни разу не даст осечку, освоившись с ней. Такие методики доносят до ребенка важность посещения горшка, и сформировать основу туалетных премудростей. Чтобы все прошло успешно, нужно выяснить, готов ли он к этому.

Оценивая целесообразность быстрого метода приучения, нужно ориентироваться на следующие факторы:

  • такие методики используют для детей, не достигших 2 лет;
  • малыш способен не писаться 1-2 часа;
  • ребенок какает приблизительно в одинаковое время.

Эти критерии говорят о готовности малыша. Но прежде, чем приступить к приучению, следует подготовиться заранее. Начинают подготавливаться за 2-3 недели до перехода к намеченным действиям:

  • ребенку показывают туалетного друга, и каждый день рассказывают, для чего он нужен;
  • говорят, что все детки ходят на горшочек, а потом, как взрослые, на унитаз – и это правильно;
  • за несколько дней до приучения, малышу сообщают, что он не будет носить памперсы, ведь он уже большой. Вместо этого у него будут трусики и чтобы их не портить и не мочить, нужно писать в горшок. Дабы возбудить интерес у малыша, ему покупают пару трусиков с красивыми изображениями.

После того, как почва готова, можно приступать к процессу:

  1. В первый день с утра подгузник не надевают, заменяя выбранными трусиками. Быстрый метод приучения предусматривает, что карапуз научится писать на горшок, бодрствуя. Для ночного отлучения от подгузников потребуется больше времени. Когда ребенок начнет полностью контролировать свои физические потребности и процессы выделения.
  2. Если температура в комнате позволяет, лучше оставить кроху без белья на целый день. Если нет, надевать удобные штаны на свободной резинке. Даже после приучения некоторые малыши могут садиться на горшок в белье, забывая его снять. Взрослым стоит чутко следить за ним и при первых признаках, высаживать на горшок. Ребенок должен понять тесную связь между совершаемыми действиями и горшком. Если родители не успеют поймать его до исправления нужды, связь в сознании не зафиксируется.
  3. Каждое успешное попадание в горшок должно быть отмечено радостными эмоциями и похвалой. На неудачах внимания лучше не акцентировать, иначе с туалетом будут связаны отрицательные чувства и приучение затянется. Перед отходом ко сну (днем или вечером) малышу обязательно предлагают сесть на горшок.

Во второй и третий день проделывают то же самое. Можно пойти гулять на улицу, но выходить после того, как ребенок сходит в туалет. Перед сном или прогулкой планово малышу предлагают посидеть на горшочке, не забывая хвалить после того, как он справится со своими делами. После подобных активных действий у ребенка за три дня четко сформируется понятие о горшке. Он будет спокойно воспринимать «туалетную тему», и даже проситься или садиться на него самостоятельно. Со временем можно будет отказаться от ночного подгузника.

Приучение повторно

Некоторые родители сталкиваются с тем, что их ребенок, который регулярно ходил на горшок, стал вдруг пропускать посещения и снова мочить и пачкать белье. Это может случиться и в 1,5, и в 4 года.

Причины такого поведения бывают разными:

  1. Стресс, связанный с переездом, рождением второго ребенка, дальним путешествием. Дети очень консервативны и подвержены волнениям. Даже из-за самых простых изменений в жизни, ребенок может перестать делать то, что раньше выполнял с радостью. Это касается и горшочка.
  2. В 3 года у детей происходит возрастной кризис. Ребенок пытается делать все наоборот. Это время проходит и все становится на свои места. Родителям нужно пережить эти моменты и не волноваться лишний раз.
  3. Скандалы между родителями в присутствии ребенка могут негативно отразиться на его психике, социальной адаптации и поведении.
  4. Во время болезни дети часто не просятся на горшок.

Причину неприятия туалетной принадлежности нужно выявить и по возможности быстро устранить.

Отказ от подгузников

Новоиспеченных родителей постоянно волнует вопрос, во сколько приучать ребенка к горшку, чтобы отказаться от дорогостоящих подгузников? Днем не пользоваться ими намного проще, чем ночью. Когда кроха бодрствует, его легко подловить и усадить на горшок. Когда четко выработается навык к регулярному посещению унитаза или горшка, ночной подгузник будет оставаться практически сухим. Тогда можно без опасений оказываться и от него.

Для подстраховки клеенку или непромокаемую пеленочку с кроватки спешить убирать не следует. Малыша нужно будить дважды за ночь и, сонного, усаживать на горшок. Постепенно пробуждения сокращают до одного раза. Маленький организм приучится к этому ритуалу, начнет контролировать во сне процесс мочеиспускания. Ребенок будет сам просыпаться, чувствуя потребность. Горшок необходимо ставить возле кровати и оставлять включенным ночник.

Почему ребенок может бояться горшка

Ребенка сложно приучить к горшку, когда он плохо на него реагирует. Это может произойти по нескольким причинам:

  1. Когда родители ругают и даже шлепают его за испачканные или мокрые штаны. Накапливаются негативные эмоции, мешающие малышу спокойно воспринимать горшок.
  2. Когда знакомство с туалетным другом оказалось неудачным. Иногда горшок кажется детям слишком холодным, неприятным, некрасивым. Горшок нужно спрятать на некоторое время, а затем повторить знакомство. Лучше покупать туалетного друга заранее, чтобы кроха смог к нему привыкнуть, знать, какой он на ощупь и не воспринимать как страшный предмет, на который нужно зачем-то садиться.
  3. Возможно, когда ребенок сидел на горшке, его испугали посторонние звуки, или он упал с него и больно ушибся.
  4. В детском садике может случиться «мокрая или грязная» неприятность с любым малышом. Недобросовестные воспитатели реагируют на это бурно, отчитывая ребенка при других детях. Отправляя свое чадо в группу, нужно интересоваться, какой там туалет, есть ли горшки, туалетная бумага, может ли ребенок уединиться, когда возникнет необходимость. Отсутствие этих условий вызывают задержку дефекации до прихода домой, что вызывает запоры.
  5. Причина, вытекающая из предыдущей, физиологический запор. Он может вызвать страх перед горшком. Процесс дефекации у малыша начинает ассоциироваться с пытками и болью. Переубедить кроху, что горшок не виноват, сложно.
  6. Детские страхи и фантазии не обходят стороной и горшок (унитаз). Ребенок может бояться, что его кто-нибудь, живущий в туалете, схватит за попу или укусит.

Повзрослевшему ребенку нужно создавать комфортные условия для уединения, чтобы он мог расслабиться и спокойно сходить в туалет. Нельзя держать кроху насильно на горшке, заставлять усаживаться, если он противится. Такие ошибки часто отбивают охоту у детей пользоваться горшком.

Младенческий возраст милый и прекрасный, если бы не эти бесконечные подгузники. Необходимость постоянно менять их выматывает родителей.

Кроме того, на них отдается значительная часть семейного бюджета. Поэтому многие родители хотят знать, как приучить ребенка к горшку, чтоб больше не мучиться с этим. Но часто при этом они сталкиваются с трудностями.

Дело в том, что маленький человечек может быть попросту не готов ходить в туалет самостоятельно, ни психологически, ни физиологически. Он просто не понимает, зачем его сажают на этот предмет и почему нужно снимать штаны.

Задача родителей донести это до ребенка. Для этого им нужно знать, когда и как приучить ребенка к горшку. Чем младше малыш, тем труднее это сделать. Иногда приучение к горшку затягивается на длительное время.

Когда следует начать процесс обучения

Ребенок до года попросту не может контролировать физиологические процессы своего тела, мочеиспускание и стул в это время происходят на рефлекторном уровне.

Малыш просто не понимает, что его мочевой пузырь и прямая кишка полны, им руководят условные рефлексы. Это понимание придет к нему только к 18 месяцам. Поэтому если приучать самостоятельно ходит в туалет до этого времени, то можно потерпеть фиаско.


Как понять, что ребенок готов

Если вы заметили, что ваш малыш уже не так часто становится мокрым, может проспать днем несколько часов, не обмочив себя, то можно пробовать сажать его на горшок.

Посмотрите, как он развит физически, легко ли ему садится на корточки и вставать. Он также должен узнавать некоторые вещи, например его нижнюю одежду – трусы, майки.

Если все физические и психологические показатели в норме, то вам необходимо узнать информацию, как приучить к горшку.

Теперь ребенок в состоянии контролировать свою мочеиспускательную систему. А психологическое развитие позволит ему потерпеть немного и опорожнить кишечник и мочевой пузырь, когда для этого будет возможность.

Некоторые родители утверждают, что их ребенок научился ходить на горшок еще до года. Но скорее всего им удавалось просто поймать этот момент и усадить дитя на горшок вовремя. Или они усаживали его туда и дожидались, когда ребенок сделает свои дела.


Совет :

Но такое раннее приучение совсем не обязательно. Ребенок должен понимать, зачем нужно садиться на горшок и тогда все пройдет без проблем. А если начать рано приучать к этому, то в дальнейшем это может вызвать протест ребенка.

Как правильно выбрать горшок

Для начала родители должны приобрести горшок, на котором ребенку будет сидеть удобно. Девочкам удобнее будет сидеть на горшке круглой формы, а мальчикам – овальной.

Выбор горшков в магазинах огромный, поэтому вы можете подобрать удобный и внешне привлекательный горшок, на который ребенок будет ходить с удовольствием.

Необходимо также обратить внимание на то, чтобы он был не холодным, иначе заставить сесть на него маленького человечка будет невозможно. Этот предмет не должен быть высоким и неустойчивым.


Совет :

Важно, чтобы малыш получил положительные эмоции, когда он первый раз сядет на него. Нужно постараться, чтобы при усаживании ему было удобно. Тогда в следующий раз он сам будет проситься на горшок и сядет на него с удовольствием.

Также не стоит выбирать горшок слишком яркой расцветки с какими-либо музыкальными и игровыми прибамбасами. Иначе ребенок будет воспринимать его как игрушку, не более.

Как научить ребенка садится на горшок

Для начала покажите ваше новое приобретение малышу, познакомьте его с ним. Расскажите ему, зачем ему нужен этот предмет.

Вы должны вызвать интерес у ребенка, а если этого не получилось, то оставьте эту попытку до следующего раза. Если вы будете слишком сильно усердствовать, то желание сесть на этот предмет у вашего малыша не прибавится.

На примере других

Попробуйте показать ребенку, как пользоваться горшком в игровой форме. Посадите на него игрушку. Хорошо, если она будет резиновой и ее можно будет наполнить водой, а потом выпустить воду, когда игрушка окажется на горшке.

Пример других детей будет также полезен. Попросите другого ребенка постарше возрастом показать, как пользоваться горшком.

Обычно это действует безотказно, малыш обязательно захочет последовать примеру старшего товарища.


Совет :

Когда вы приучаете к горшку, вам следует отказаться от подгузников. В первое время родится потрудиться, стирая и убирая за малышом. Но зато вы отказываетесь от подгузников раз и навсегда. А ребенок быстрее поймет, почему ему нужен горшок и как его использовать.

Ведь ходить мокрым и грязным ему будет неприятно, и он сам захочет в следующих раз сходить в горшок, а не в штанишки.

Регулярность – главное в обучении

В первое время родители сами должны регулярно сажать малыша на горшок. Это нужно делать несколько раз в день:

  • сразу после пробуждения,
  • до и после завтрака,
  • до и после дневного сна,
  • до и после прогулки,
  • с ночного сна.

Если ребенок воспринимает горшок как игрушку, то не позволяйте ему долго сидеть на нем. И никогда не заставляйте его сидеть на нем против его воли – это помешает вам достичь нужного результата.

Всегда озвучивайте, для чего вы сажаете его на горшок. Объясняйте ему самыми простыми словами -“пипи”, “кака”. Так ему будет легче запомнить их и воспроизводить, когда в следующий раз он захочет сходить в туалет.

Хвалите малыша

Важно время, когда вы начинаете процесс приучения. Лучше делать это в теплое время года, чтобы не простудить ребенка. Малыш должен чувствовать себя при этом хорошо, не болеть. Откажитесь от этого, если у него режутся зубки. В этот период маленький человечек страдает от боли и ему будет трудно привыкнуть к новым условиям жизни.

Обязательно хвалите малыша, если он сделал все правильно, но при этом не задаривайте его сладостями и игрушками. Но если вдруг ребенок сходит в туалет прямо в штанишки, не ругайте его. Возможно, это временная неудача, он не смог проконтролировать естественную нужду. Просто укажите ему на горшок.


Даже если ребенок уже несколько раз ходил на горшок, он впоследствии может еще не раз сходит в штанишки. В этом случае детский психолог Комаровский советует маме просто надо набраться терпения.

Через некоторое он сам будет проситься на горшок и терпеть до тех пор, пока его на него не усадят. Родители могут также помочь ребенку и вовремя напоминать, что ему надо сходить в туалет. Если вы видите, что ребенок во время игры стал морщиться и тужиться, то срочно сажайте его на горшок.


Боязнь горшка – как с этим бороться

Иногда ребенок отказывается садиться на горшок и никакие уговоры на него не действуют. Такое случается чаще всего из-за того, что малыш в прошлом испытывал какие-то негативные чувства при этом.

Возможно в прошлый раз, когда его высаживали, горшок был холодный и ему это запомнилось. А может быть он слишком долго на нем сидел раньше и ему это надоело. Поэтому не надо позволять сидеть на горшке больше, чем 10 минут.

Но самая распространенная причина отказа – это крик родителей из-за того, что малыш не хочет сидеть на горшке. Родителям нельзя кричать по этой причине, даже если хочется. В этом деле важно терпение. Все равно ребенок достигнет того момента, когда он сможет понимать, что от него требуют.


Совет :

Чтобы ребенок не испытывал какой-либо дискомфорт, нужно поставить горшок в какое-либо спокойное место, где никто не будет мешать. Шум будет вызвать у маленького человечка испуг, и в следующий раз он откажется.

Все дети индивидуальны, кто-то сразу начинает ходить на горшок, кому-то для этого требуется некоторое время. Многие специалисты дают советы, как приучить к горшку, и самый известный из них доктор Комаровский советует не торопиться с этим.

Он говорит, что родители могут не беспокоиться, здоровый ребенок рано или поздно все равно научаться сами ходить на горшок. Вспомните, много ли вы видели пятилетних детей в подгузниках? Скорей всего ни одного.


Хитрости, которые помогут в приучении к горшку

Пусть ребенок сам смоет унитаз после того, как содержимое горшка там окажется.

На первом этапе вам поможет яркая книжка, которую можно читать всякий раз, как только малыш сядет на горшок. Это поможет малышу расслабиться и почувствовать себя спокойно. Но это не означает, что вы должны разводить кукольный театр или целую библиотеку. Пусть книжка будет только одна. И эта книжка должна доставаться только при посещении туалета.

Совет :

Если ребенок вовсю отказывается сесть на горшок, найдите ему другую альтернативу. Мальчикам можно предложить сходить в туалет как папа.

Девочкам можно предложить тазик или что-то еще. Ей будет интересно пускать ручейки в него. Через некоторое время вы можете опять предложить горшок. Возможно, на этот раз детки будут более снисходительными к нему.


Методика -7 дней

Данная методика эффективна для детей, начиная с 1,5 года. К этому времени большинство малышей уже могут выполнять самые простые указания снять одежду, убрать игрушку, и т.д. Автором ее является Джина Форд, она учит, как приучить малыша к горшку за короткое время.

Первый день

В первый день вы убираете памперс и говорите ребенку, что он уже большой и он ему больше не нужен. Затем нужно будет показать наглядно малышу, как нужно сейчас ходить в туалет.

Если ребенок пока не смог этого сделать, посадите его на горшок еще раз через 15 минут и держите его там около 10 минут, но не более. Обычно этого достаточно, чтобы маленький человек справил свою нужду. Но если вдруг не получилось, и ребенок сходил в штанишки, не переживайте. В следующий раз у вас обязательно все получится.


Второй день

Во второй день действуем так же, как и в предыдущий день, т. е пытаемся закрепить навык. Ребенок должен ходить днем без памперса. Если дома тепло, то пусть он бегает голышом.

Вы должно полностью убрать памперс из жизни и не надевать его даже на улицу. Перед тем, как идти на прогулку, предложите ему посидеть на горшке. Желательно идти на прогулку только после того, как он сходит в туалет.

На прогулке вы должны его постоянно спрашивать, не хочет ли он сходит в туалет. Лучше если вы возьмете горшок с собой и сменную одежду во избежание неожиданностей. Первые три дня – основные этап, обычно этого бывает достаточно, чтобы у ребенка сформировался навык.


Следущие дни

В последующие дни малыш уже должен понимать, что от него требуется. И если он сделал все как надо, нужно хвалить ребенка за его успехи. Этот навык должен полностью закрепиться через неделю. Но это не означает, что ребенок не может дать осечку и наделать в штанишки. К этому нужно относиться снисходительно и ни в коем случае не ругать его.

Одежда ребенка должна быть удобной, легко снимаемой и одеваемой. Это поможет ребенку избежать какого-либо дискомфорта и облегчить процесс приучения. Через некоторое время вы сможете отказаться даже от подгузника на ночь, так как ребенок может просыпаться и ходить на горшок сам.


От бабушек мы многие слышали фантастические истории о том, что дети чуть ли не с 8-ми месяцев начинают проситься на горшок. Вдохновленная такими рассказами, я, как примерная мамочка, занялась решением этой непростой задачи, когда моему сыну исполнилось семь месяцев.

Месяц круглосуточного бдения за работой кишечника и мочевого пузыря моего солнышка привели к тому, что я стала по его уморительным гримаскам, по беспокойному дрыганью ножками определять, когда пора приготовиться к грязным подгузникам, а когда все безоблачно и сухо. Правда мои усилия не приучили моего сына проситься своевременно на горшок, но он чутко уловил моё недовольство и начинал хныкать, когда ощущал испачканные подгузники.

Очень сильно мешает нашим занятиям то, что мы с сыном очень мало днем бываем дома. Мы постоянно в разъездах. Естественно, что вне дома во избежание неприятных ситуаций, сын постоянно находится в памперсах. Заниматься приучением к горшку в таких условиях очень проблематично. Сейчас, когда ему год и три месяца, мы практически не сдвинулись на пути к сухим трусикам. Меня это очень беспокоит.

Признав свое фактическое поражение в борьбе за чистое бельё, я привычно засела за интернет и книги. Уже из первых изученных материалов стало очевидно, что я сильно поторопилась. Оказывается физиологически ребенок до года не в состоянии ощущать то, как работают его кишечник и мочевой пузырь . Все наши попытки приучить малыша к горшку сводятся к тому, что мы сами приспосабливаемся замечать неосознанные неуловимые знаки ребенка о том, что он сейчас покакает или пописает. Успеем снять ему штанишки и подержать над горшком – хвалим его ребенка, не понимающего, что случилось. Нет – расстраиваемся и начинаем все сначала.

Реально ребенок начинает ощущать движение каловых масс в собственной прямой кишке примерно в полтора года . Тогда же маленький человечек начинает испытывать дискомфорт от запаха собственных какашек и замечать, что более старшие дети делают все свои дела на горшке, как взрослые. Желание стать старше и заслужить похвалу самого дорогого человека – мамы, заставят малыша целенаправленно и самостоятельно прикладывать усилия к тому, чтобы ходить в одной целый день без вынужденной смены трусиков.

Именно в этот момент необходимо деятельное участие мамы в процессе обучения правильно и своевременно пользоваться горшком.

Самое рациональное начать с высаживания на горшок через 10 минут после окончания завтрака. Организм так устроен, что первый прием пищи неизбежно выталкивает уже переработанную вчерашнюю еду в прямую кишку. Если в этот момент ребенок окажется на горшке, то он без труда сделает все свои дела «как взрослый». Вот здесь понадобится и радость мамы, и какое-то поощрение за удачное отправление естественных функций организма. Вместе с собственной гордостью ребенка за то, что у него все правильно получилось, это станет хорошим стимулом для дальнейших усилий в этом направлении.

Не стоит рассчитывать, что после первого удачного высаживания на горшок, это быстро войдет в привычку. На закрепление рефлексов уйдет от недели до нескольких месяцев. Большой удачей будет, если ребенок к двум годам станет постоянно и безошибочно проситься в туалет. Но окончательно процесс можно признать завершенным только тогда, когда он сам научится снимать вовремя штанишки и садиться на горшок.


С мочеиспусканием все происходит еще сложнее . Как бы ребенку не были неприятны его мокрые штанишки, до двух лет он просто не чувствует, что через минуту ему срочно понадобится на горшок. Тем более, что позывы пописать у детей не столь мощные, как покакать, и управлять мышечной системой связанной с этим процессом значительно сложнее. В силу физиологического укрепления мочевого пузыря потребность в его опорожнении возникает у детей значительно реже, чем в грудничковый период. Это может вызывать ложное представление о том, что дети могут управлять происходящем. Поэтому всякая невнимательность и забывчивость ребенка ставится ему чуть ли не в вину.

Этого допускать категорически нельзя. Возраст упрямства, который наступает при приближении к двум годам, может заставить ребенка намеренно писать не в горшок, а в одежду. Причиной этому может послужить о том, что он неряха или вредина. Особенность детской психики такова, что каждое слово, сказанное значимым взрослым, воспринимается, как истина, а следовательно, он на самом деле неряха и вредина, и незачем стараться ходить в туалет как взрослый. Только терпение и доброжелательное отношение помогут в этом серьезном деле.

Не стоит воспринимать как катастрофу, если ребенок даже в три года иногда оказывается в мокрых штанишках. Поверьте, он переживает не меньше, чем его мама, И при постоянном наличии родительской любви он сможет справиться со всеми своими проблемами.

В сущности, я столь подробно описала методику приучения к горшку, тесно связанную с именем Евгения Олеговича Комаровского . Этот удивительный человек в различной форме (на телевидении, в интернете, в печатных изданиях) делится своими знаниями детской физиологии и психологии.

Эта техника приучения к горшку впитала в себя две диаметрально противоположные тенденции, одна из которых долгие годы практиковалась в Советском Союзе (метод естественной гигиены ), другая – приучение, ориентированное на ребенка – возникшее в 1962 году в Американской академии педиатрии.

Суть первой заключается в том , чтобы начиная с 3-4 месяцев по едва уловимым признакам определять, что ребенок собирается пописать или покакать. В подходящий момент малыш высаживается на горшок, что позволяет ему оставаться сухим и чистым, а маме не использовать непомерно большое количество подгузников. С условием понимания, что ни о каком осознании ребенком происходящего речи быть не может, это приучает его к ощущению постоянно чистоты кожи и позволит быстрее адаптироваться к осознанному обучению, когда подойдет время.

Вторая методика предполагает переход к приучению к горшку только на определенной стадии развития. Ребенок предварительно должен научиться уверенно ходить, говорить коротенькие (минимум из двух слов) фразы и точно понимать, что ему говорят родители. Любое положительное продвижение к использованию горшка по назначению укрепляется при помощи активной похвалы и радости родителей.

Имеют право на существование и более экзотические методики.

Так «метод таймера » предполагает, что на каждые 15 минут заводится будильник, по сигналу которого ребенка ведут на горшок. В случае «успеха» малыш получает какой-нибудь материальный приз (наклейку, маленькую игрушку). Отрицательный результат и «авария» никак не отмечаются. Постепенно интервал времени на таймере увеличивают, что в результате должно привести к нормальному ритмичному посещению туалета. Здесь очень проблематичным кажется состояние нервной системы и ребенка и мамы после целого дня, проведенного возле горшка (15 минут – очень короткий срок даже для того, чтобы спокойно поесть).

Еще один способ требует обстоятельного разговора с ребенком о том, почему и как надо пользоваться горшком. После того, как взрослые решают, что они услышаны и поняты, ребенок лишается всякой одежды. Видя все свои физиологические процессы воочию, он сможет проще сориентироваться, что нужно сделать, чтобы не испытывать неприятных ощущений. С моей точки зрения, это слишком жестко.

Думаю, что два только что описанных способа приучения к горшку. могут быть использованы только в качестве краткосрочной меры при сознательном согласии ребенка на то, что ему нужно обязательно научиться по-взрослому ходить в туалет. В противном случае, он может воспринять подобные действия родителей как обиду и насмешку, чего, естественно, допускать нельзя.

Вообще, говорят, что умение пользоваться туалетом рано или поздно придет само. Рассказывали забавную историю, как одной девочке, которой едва минуло два годика, делали лапароскопическую операцию. Чтобы избежать некоторое время неопасных, но ненужных движений, хирург порекомендовал маме надеть на девочку памперсы. Надо сказать, что юная барышня только-только окончательно научилась не писать в штанишки и очень этим гордилась. Когда мама сказала, что нужно полежать, не вставать на горшок, а делать все свои дела в памперс, как было несколько месяцев назад, девочка категорически отказалась это делать. Она терпела, сколько могла, а потом когда поняла, что больше не выдержит, устроила громкий плач. Да такой плач, что прибежал доктор и разрешил встать на горшок, потому что связанное с этим напряжение не шло ни в какое сравнение с тем, как громко и долго она плакала.

На этом милом эпизоде можно закончить наш разговор о вечной проблеме горшка и маленьких детей. Не стоит торопить события. Наши достижения в этом процессе я буду записывать в комментариях к этой статье . Если ребенок здоров, пример других детей и стремление быть похожим на маму и папу сделают свое дело. У кого-то это получится в полтора года, кому-то придется идти к полной чистоте до трех лет. Любовь родителей поможет преодолеть любые трудности.

Маленький ребенок постепенно познает что-то новое в своей жизни, учится чему-то. И развитие навыков отправления естественных нужд в горшок, а не в памперс или колготки, — это один из важнейших этапов в жизни малыша и его родителей.

В данной статье мы подробно рассмотрим, когда следует знакомить его с горшком, а также способы приучения ребенка к горшку. Их на сегодняшний день представлено достаточно много, но ознакомимся мы лишь с наиболее эффективными и популярными.

Важно понять, что эффективность приучения к горшку во многом зависит от психологического состояния ребенка. Малыш должен понять, почему его пытаются посадить на незнакомый для него предмет. Поэтому каждый метод предваряет оценка подготовки «ученика».

В некоторых случаях процесс приучения к горшку может занимать достаточно много времени, вплоть до нескольких месяцев. Поэтому следует запастись терпением.

Общие положения

Горшок – это новый для ребенка предмет, а в некоторых случаях даже пугающий, ведь малыш не понимает, почему его пытаются усадить. Именно поэтому иногда ребенок плачет на горшке и не хочет сидеть на нем. И вот на этом этапе многие родители совершают крупную ошибку, начиная ругать малыша и повышать голос. Естественно, эффект достигается противоположный.

А вот при достижении результата (если ребенок смог сходить в горшок), обязательно должна последовать похвала. Но не следует поощрять кроху различными вкусностями. Достаточно ласковых слов!

Какой оптимальный возраст приучения ребенка к горшку

Практически всех родителей интересует, когда сажать ребенка на горшок. Наиболее оптимальным возрастом для этого является период 18-24 месяца. Часто мамы беспокоятся по поводу того, что ребенку уже год, а он не хочет садиться на горшок. Особенно это ярко наблюдается, если кто-то из родителей хвастается, что их сын или дочка уже справляют свою нужду в горшок.

На самом деле малыш в возрасте до 18 месяцев просто не в состоянии контролировать наполнение своего кишечника и мочевого пузыря. Поэтому он просто не может попросить, чтобы его посадили на горшок. Тут больше работают рефлексы. Т.е. ребенок делает все свои дела, потому что его посадили. Если же родители упустили момент, то мокрые штанишки обеспечены.

1) : рассматриваем основные советы и рекомендации.
2) Как подойти к воспитанию ребенка-меланхолика, .

А вот в возрасте двух лет ситуация совсем другая. Если ребенок в 2 года не ходит на горшок, то тут появляется возможность речевого воздействия, т.е. с ним можно поговорить. Кроме того, в этом возрасте малыш и сам в состоянии связно сказать, чего он хочет.

Возраст 18-24 месяца условный. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Но все же имеются определенные приметы, которые ясно дадут вам понять, что малыш готов к процессу обучения:

  • Если заметно увеличился интервал между мочеиспусканиями. Если он достиг двух часов, то можно смело приступать;
  • Если у ребенка выработался примерный режим опорожнения кишечника;
  • Ребенок уже понимает смысл слов «писать» и «какать». Это может быть еще возраст, когда эти процессы не контролируются ребенком;
  • У ребенка начинает проявляться тяга к самостоятельности. Это нужно всячески поощрять;
  • Ребенок уже обращает внимание на мокрые штаны. Если вы поставили перед собой цель приучить малыша к горшку, то ни в коем случае не ругайте его. Тут делайте больше акцент на том, что ему неудобно и неприятно;
  • Ребенок понимает, для чего предназначен горшок. Ни в коем случае малыш не должен к нему относиться, как к игрушке.

Если же обозначенные признаки отсутствуют, то важно проводить с малышом разъяснительную работу, чтобы развивать определенные навыки. Тут следует быть готовым к тому, что процесс приучения к горшку затянется.

Как приучить ребенка ходить на горшок: основные способы

Сегодня на тему приучения к горшку написано много трудов и даже книг. Детскими психологами разработаны определенные методики, наиболее популярными из которых являются «Методика приучения к горшку за 7 дней» Джины Форд и «Методика приучения к горшку за 3 дня». Но все они сводятся к пяти основным правилам, которые можно даже назвать способами. Ознакомимся с ними более подробно.

Личный пример

В каждом из нас уже на генетическом уровне заложено то, что мы копируем поведение тех людей, которые для нас являются авторитетом. В природной среде такое поведение спасает жизнь детенышам. Поэтому не стоит стесняться. Ребенок должен видеть, что от него требуют и как это делается.

И основным советом по поводу того, как приучить ребенка к горшку, является полное исключение таких слов, как «надо», «должен» и им подобным. Детское любопытство после многократного повторения возымеет свое действие.

Развивайте навык в игре

У ребенка горшок должен быть связан с яркими позитивными впечатлениями. Например, можно сделать импровизированную мишень и положить ее на дно горшка, чтобы ребенок струей попадал в ее центр. Можно поиграть в «морской бой», потопив вражеские корабли. Все тут зависит от фантазии родителей.

Тут важно не переборщить. Откажитесь от использования горшков, оснащенных различными «наворотами», например, рулем. Они будут только отвлекать малыша от основной цели того, почему он сел на горшок.

Поможет смена места

Если у ребенка закрепилось негативное отношение к горшку, то после некоторой паузы предложите ему альтернативу. Попробуйте приобрести детский стульчик с горшком или поменяйте место. Вполне возможно, что он более благосклонно отнесется к таким изменениям.

1) Как сделать физраствор для промывания носа ребенку самостоятельно.
2) В этой статье , мы рассказывали про основные причины появления гайморита у детей.

Создайте ритуал

Этот способ эффективен, так как дети очень любят привычные действия. Наверное, каждые родители сталкивались с ситуацией, когда их ребенок просил много раз подряд посмотреть определенный мультик или почитать книжку.

Попробуйте сделать процесс сидения на горшке с утра определенным ритуалом, чтобы привлечь внимание малыша.

Покажите преимущества взрослого поведения

Если вы не знаете, как ребенка 3 лет приучить к горшку, то этот способ будет наиболее оптимальным. Очертите для него круг привилегий, которые его ожидают, если он сходит по своим «делам» в горшок.

Ни в коем случае не следует использовать принуждение, но последствия должны быть ему известны. Это может быть испачканное сиденье любимого велосипеда или лучшие трусики и т.д.

Процедура повторного приучения к горшку

Иногда возникают ситуации, что ребенок перестал ходить на горшок. Причем это может быть даже в возрасте 3-4 лет. Причины для этого могут быть разные:

  • Смена обстановки. Это может быть переезд, поступление в детский садик и т.д. Такие изменения могут вызвать у малыша протест даже в тех вещах, которые раньше он делал с удовольствием;
  • В возрасте трех лет у малыша начинается переломный период становления его характера. В этот период он стремится сделать все наоборот. В этом случае родителям нужно просто потерпеть;
  • Могут повлиять и семейные проблемы. Если родители ругаются при ребенке, он может замкнуться в себе, что однозначно скажется на его поведении;
  • При прорезывании зубов или болезненном состоянии у малыша мысли направлены в другое русло. Поэтому ребенок может перестать проситься на горшок.

Поэтому при повторном приучении к горшку важно определить причину отказа и направить все силы на ее устранение. И опять же не следует оказывать давления, и будьте терпеливы.

Как видите, приучение ребенка к горшку – сложный и системный процесс. Но при правильном подходе никаких проблем не возникнет. Время при этом может быть затрачено разное, ведь каждый ребенок индивидуален. Поэтому сроки, указанные в различных методиках очень условны. Придерживайтесь указанных пяти способов, и процесс приучения к горшку значительно упростится.



Поделиться: