Мастер-класс. Баян из бумаги

Ну вот и сделал я свою первую гармонь… Сразу скажу, что когда пришло время писать эту статью, я с большой досадой обнаружил, что большая часть фотографий, сделанных в процессе, утеряна. Поэтому, придётся довольствоваться лишь частью их и тем, что получилось в итоге…

Ушло у меня на неё почти 7 месяцев. Даже несмотря на то, что голосовые планки я сам не делал, а использовал готовые. Хотя, здесь нужна оговорка: не всё это время я занимался только этой , были значительные перерывы на ремонт других инструментов(по заказу) и если бы можно было сосредоточиться только на ней, то можно было справиться месяца за три.

Концепция будущей гармони

К работе я приступил в самом начале октября 2011 года. К тому времени в голове уже достаточно чётко сложилась концепция будущего инструмента: это должна была быть гармонь небольших размеров, трёхголосая(два голоса–в одной октаве, один–на октаву выше) и, при этом, почти полноценная хромка. Почти–потому что, для уменьшения конечных размеров, я решил убрать неиспользуемые самые нижние клавиши правой клавиатуры.

Таким образом, в итоге размеры корпуса гармошки по периметру составили 270х160мм. Клавиш–23 справа, 25 слева. Бас–четырёхголосый, характерный больше для дешёвых заводских инструментов. Тональность-фа-мажор. Далее – по порядку, что и как было сделано.

Корпус

Корпус был изготовлен из купленных в строительном магазине реек толщиной 5мм и шириной 60мм. Материал–не знаю точно, какой, но подозреваю, что это ель. Отбирал их тщательно, выбирая плотную, прямослойную, без сучков, древесину.

На углы корпуса поставлены металлические уголки, сделанные из дюралевой левой решётки Беларуси, той самой, которая была донором при переделке моей Чайки на деревянные резонаторы полтора года назад.

Наружные торцы стенок корпуса также окантованы полосками из дюраля.

Обе деки–левая и правая–сделаны из фанеры. Правые решётки выпилены лобзиком. Рисунок-простой, придуман в процессе.

Корпус покрыл морилкой цвета красного дерева и решил ничем не украшать. Может быть только пока, а может и совсем.

Гриф и механика правой клавиатуры

Гриф правой клавиатуры я сделал из буковых дощечек от тарных ящиков, найденных летом в отпуске, в деревне у деда, когда я ещё не знал, что осенью приступлю к такому делу(была лишь мысль попробовать изготовить гриф по-своему).

Гриф–клееный. Все пазы под деревянные клавиши образованы путём приклеивания перегородок на дощечку–основу. Такой способ, на мой взгляд, имеет, как минимум, два преимущества перед традиционным, когда пазы выпиливаются(или как они там делаются?) в цельном бруске: во–первых, волокна древесины расположены вдоль перегородок, а не поперёк, что дополнительно придаёт им прочности; во–вторых, отверстие под ось сверлится по разметке ещё до приклеивания перегородок, что просто удобно.

Меха

Меха сделаны мной из… ватмана. Это, вероятно, не очень хорошо с точки зрения долговечности, но для первого опыта, думаю, допустимо. Только при их изготовлении я допустил по причине недальновидности, небольшую оплошность– сделал всего тринадцать борин. А для такого небольшого объёма корпуса их нужно было делать штук семнадцать… Сейчас я и сам не могу себе ответить на вопрос «Почему?»… Ведь знал… Но, забегая вперёд, скажу, что в итоге проблема оказалась не столь критична. Просто, направление движения мехов приходится менять чуть чаще.

Голосовая часть

По поводу голосовой части поначалу у меня были грандиозные планы сделать, как минимум, строевые планки справа цельными, самодельными, ибо опыт такой уже был . Но, в последствии, я отказался от них, решив, что поберегу свои силы и время для следующего раза.

Планки эти были латунными, хоть и кусковыми, чем я был немало удивлён, ожидая увидеть традиционный дюраль. В тот момент было окончательно решено поставить именно их. Меня не смутило даже не очень высокое качество их изготовления, а именно–немалые зазоры между голосом и краями проёма. Главное – это была латунь!

Планки были очищены от коррозии и старого клея, залоги-переклеены заново.

Несколько планок пришлось перестроить из близких по тону, так как их не хватило для нужной тональности. Один сломанный голос заново изготовлен и наклёпан. Резонаторы правой части сделаны полностью с нуля своими руками, с подобранными под тональность входными камерами. Делал я их дней 10, будучи в отпуске(в октябре). Из–за малых размеров корпуса пикколки пришлось расположить стоя, каждый ряд–на отдельном резонаторе. Хотя, было бы неплохо «положить» их на деку для более интересного звучания.

Басовый резонатор сделан из резонатора вышеупомянутого аккордеона путём удаления всего лишнего(просто отпилена его часть и установлен набор планок нужной тональности). Басов–семь(без фа–диеза). Басовые планки(они были дюралевые) были «сбиты» для уменьшения зазоров и, как следствие, улучшения ответа.

Резонатор аккордов также изготовлен с нуля.

О настройке

На настройку ушла неделя. Но, когда гармонь разыграется, всё равно придётся подстраивать,так как вмешательство в «жизнь» некоторых голосов было весьма значительным: аккордеон-донор имел сильный розлив, а планки я не рассортировал перед установкой на резонаторы. В итоге на месте многих строевых голосов оказались сильно заниженные. В общем, с хорошей настройкой ещё предстоит повозиться. Да и с розливом, кажется, я не очень угадал-тембр получился не самый интересный.

Слушаем звучание(на первом видео-сравнение с Чайкой, на втором — «Старый клён», третье видео-«Барыня»). Скажу сразу,что наиболее точно передаёт звучание третье видео(«Барыня»), записанное ближе всего к камере. И это… Кажется, за время, потраченное на эту гармонь, я, малость, играть разучился…:



Правая механика баяна Юпитер 64/106 в процессе сборки.

Итак, цена того самого баяна, фото которого красуется на моей аватарке - 350 000 рублей. Не ищите инкрустацию сваровски на корпусе, ее тут нет. Это обычный серийный баян. Дело в том, что изготовление баянов - это долгий, трудоемкий, практически не автоматизированный процесс.

Время созидания этого музыкального инструмента больше, чем время вынашивания человеческого детеныша. Долгих одинадцать месяцев проходит с момента начала работы до рождения готового баяна. В этом нелегком процессе участвуют восемь разных мастеров. 80% всего производства осуществляется вручную.

Левая механика готово выборного аккордеона,экспериментальный вариант. Процесс разработки новой модели инструмента. Конструктор - Лавров Виктор Петрович.

Если вы решили заняться изготовлением гармоник, не стоит гуглить техникумы и ВУЗы, выпускающие соответствующих мастеров. Создателей этих музыкальных инструментов придется учить с нуля. Процесс подготовки одного профессионала занимает как минимум 2-3 года.

Для рождения одного баяна потребуется:

Мастер по узловой механике

Меховщик

Мастер по изготовлению корпуса

Мастер по изготовлению резонаторов

Сборщик левой механики

Сборщик правой механики

Настройщик

Нет ни одного человека, который бы совмещал в себе все эти специальности. Очень очень редко попадается мастер, который отлично владеет двумя из этих восьми премудростей, но не более.

Зарплата столичного мастера по изготовлению гармоник составляет примерно 35 000 рублей. Принимая в расчет стоимость аренды помещения, производство лучше организовывать где-нибудь в провинции, а может и за пределами нашей необъятной родины.

Изготовление резонаторов: установка и вклейка перегородок.
Мастер - Кударь Михаил Иванович

Пожалуй самая большая фабрика по изготовлению гармоник находится в Пхеньяне. Там работают 1100 человек, из которых только 80 менеджеров, а остальные - рабочие. Изготавливают там в основном аккордеоны. Эту фабрику и московскую компанию "Юпитер" связывают тесные дружесские и парнтерские отношения.

Рычаги в сборе с клапанами правой механики баяна Юпитер

Оклейка сетки правой механики.
Мастер Рыбин Михаил Николаевич

Оклейка сетки правой механики

Изготовление правой механики баяна Юпитер 4х голосный.
Мастер - Платонов Константин Михайлович.

Вот так происходит производство музыкального инструмента. Инструмент получается весьма и весьма симпатичным.

Последний этап сотворения гармоники - настройка.

Последний этап - настройка

Кстати, аккордеон - это младший брат баяна, а не наоборот, как многие думают.

Аккордеон. Фото сделано Алексеем Бондаренко

Вообще гармоник существует превеликое множество. Для дотошных вот схема классификации гармоник

А вот и сам Алексей в процессе создания своего нового аватара

Алексей Бондаренко фотографируется на новый аватар

На фабрике даже надписи на пыли о музыке

А вообще баян - это отнюдь не что-то неактуальное, как любят говорить на просторах рунета, а популярный, интересный и очень серьезный музыкальный инструмент. Вот.

Цена обычного серийного баяна - 350 000 рублей. Не ищите инкрустацию Cваровски на корпусе, ее нет. Дело в том, что изготовление баянов - это долгий, трудоемкий, практически не автоматизированный процесс. Правая механика баяна Юпитер 64/106 в процессе сборки.
Время создания этого музыкального инструмента больше, чем время вынашивания человеческого детеныша. Долгих одиннадцать месяцев проходит с момента начала работы до выпуска готового продукта. В этом нелегком процессе участвуют восемь разных мастеров. Восемьдесят процентов всего производства осуществляется вручную. Левая механика готово выборного аккордеона, экспериментальный вариант. Новую модель разрабатывает конструктор Виктор Лавров.
Если вы решили заняться изготовлением гармоник, не стоит гуглить техникумы и ВУЗы в поисках соответствующей кафедры. Создателей этих музыкальных инструментов придется учить с нуля. Процесс подготовки одного профессионала занимает как минимум 2-3 года.
Для рождения одного баяна потребуются: - мастер по узловой механике - меховщик - мастер по изготовлению корпуса - мастер по изготовлению резонаторов - слесарь по изготовлению голосовых планок - сборщик левой механики - сборщик правой механики - настройщик Нет ни одного человека, который бы совмещал в себе все эти специальности. Очень редко попадается мастер, который отлично владеет двумя из этих восьми премудростей, но не более.
Изготовление голосовых клапанов для голосовой части цельнопланочного выборного баяна
За работой мастер Надежда Чаусова

Зарплата столичного мастера по изготовлению гармоник составляет примерно 35000 рублей. Принимая в расчет стоимость аренды помещения, производство лучше организовывать где-нибудь в провинции, а может и за пределами нашей необъятной Родины.
Михаил Иванович Кударь изготавливает резонаторы. На картинке процесс установки и вклейки перегородок.

Одна из самых больших фабрик по изготовлению гармоник находится в Пхеньяне. Там работают 1100 человек, из которых только 80 менеджеров, а остальные - рабочие. Изготавливают там в основном аккордеоны. Эту фабрику и московскую компанию "Юпитер", репортаж о которой вы читаете, связывают тесные дружеские и партнерские отношения. Рычаги и клапаны.
Михаил Рыбин в процессе оклейки сетки правой механики

Мастер Константин Платонов за работой

А потом получается вот такая красота

Последний этап сотворения гармоники - настройка. Кстати, аккордеон - это младший брат баяна, а не наоборот, как многие думают.
Вообще гармоник существует превеликое множество На фабрике даже надписи на пыли о музыке.

Для тех кому понравился мой баян я сделала небольшой мастер-класс и фото немного поближе. Ещё ближе мой старенький фотоаппарат не хочет делать.

Вот этот баян мы будем моделировать.


Ссылка на скачивание файла со схемой http://rusfolder.com/34121845
Могу желающим выслать схему на электронную почту. А для тех кто желает научится делать такую схемку сам, немного объясню как я это делала. Всё очень просто и доступно. Никаких особых программ для этого покупать не нужно. Обойдёмся теми, что есть практически во всех пакетах Microsoft Office.
На просторах интернета нашла вот такую схемку аккордеона. Чтобы данную модельку переделать в нужный мне баян я вставила эту картинку в файл Microsoft Exel. Далее прямо поверх картинки накладывала фотографии элементов нужного мне баяна. Делала это с помощью меню "Вставка", "рисунок", "из файла". Заранее нужно приготовить несколько картинок элементов баяна, которые Вы будите накладывать. Для этого с помощью програмки Microsoft Office Picture Manager я обрезала фотографии баяна так, чтобы оставались только нужные мне кусочки. В програмке Exel можно эти кусочки легко поворачивать, растягивать, уменьшать, копировать. Попробуйте. Что не понятно будет, спрашивайте. С удовольствием отвечу. Самое интересное, что так вы можете создавать баяны и аккордеоны любой марки и расцветки. А если у вас есть возможность распечатывать схемы цветными на фотобумаге, то ваши модели будет не отличить от оригинала.

После подготовки схемы нам понадобятся:
1. Стразы для клавиш-кнопок. Я нашла только чёрные, поэтому пришлось выкрашивать их часть в белый цвет акриловой краской.
2. Бусинки белые для кнопок левой руки. Они должны быть в 2-3 раза меньше диаметром, чем стразы.
3. Лента чёрная атласная 0,6мм. Можно чуть пошире, если такой нет.
4. Блёстки.
5. Контур серебристый для иммитации металла.
6. Двусторонний скотч шириной как лента (для её наклеивания). Можно и без него, но приклеено должно быть "насмерть".



Распечатываем созданную нами схему баяна. У меня чёрно-белый принтер, поэтому красное распечаталось серым. У вас он будет красненький. Степлером крепим ремни из ленточки. Только потом клеим модельку.


На этой картинке видно, как крепить ремни.


Расчертим меха. Должно быть 3 полосы: 2 одинаковые широкие и одна поуже для верха) Размер мехов должен быть на 2-3 мм меньше высоты и глубины баяна.


Приклеиваем полоски ленты. Приклеить нужно все ленты до конца, через одну полосочку (как на картинке). У меня лента кончилась, поэтому далее всё будет показано без неё.


Затем складываем гармошкой и склеиваем бока




Поделиться: