Обобщение опыта работы преподавателя обж тема опыта: «Повышение заинтересованности учащихся в ходе изучения курса обж с использованием икт. Опыт работы по обж Теоретическая база опыта включает

Из опыта работы преподавателя – организатора ОБЖ

МБОУ «Лицей № 8»

г. МАЙКОПА

СИНИЦЫНА НИКОЛАЯ ВЛАДИМИРОВИЧА.

Мой более чем 20 летний опыт работы преподавателем - организатором Основ Безопасности Жизнедеятельности убеждает, что сегодня ОБЖ в школе - это очень сложный, до конца ещё не освоенный, не до конца оценённый в своей важности предмет обучения школьников, причём, в дальнейшем развитии нашего общества не предвидится завершение его изучения, т.к. в современном мире опасные и ЧС природного, техногенного, социального характера стали объективной реальностью в жизни каждого человека.

Они постоянно его сопровождают, создают угрозу жизни, нередко приводят к гибели людей, уничтожению материальных и духовных ценностей, наносят ущерб не только природе, но и обществу.

Каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, и тогда от грамотных, осознанный действий может зависеть наша жизнь и жизнь наших родных и близких.

Главной целью обучения «Основам Безопасности Жизнедеятельности» является подготовка человека (ученика) к успешным действиям по обеспечению личной безопасности, безопасности общества и государства.

Основными задачами в преподавании предмета ОБЖ для меня являются:

Овладение учащимися системой практических знаний и навыков, формирование привычек, необходимых при решении вопросов общественной и личной безопасности в повседневной учебной и трудовой деятельности;

Формирование установок на совместные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий при оказании взаимопомощи;

Развитие и формирование средствами предмета обучения понятия необходимости ведения здорового образа жизни, воспитания культуры безопасной жизнедеятельности;

Воспитание патриотического сознания учащихся - важнейшего из гражданских качеств человека.

Анализируя наши (часто меняемые) учебники, можно сделать выводы:

1. Учебники написаны сотрудниками МЧС или близких к ним сфер, не педагогами. Учебники трудны для понимания учащимися, содержат тяжёлые формулировки, избыток информации, где сложно выделить главное, и часто скрыта логика изложения материала. Всё это затрудняет понимание курса и подталкивает добросовестных учеников к добросовестной зубрёжке. Практически исключаются такие мотивационные приёмы, как сравнение, наблюдение, собственный поиск информации, выбор алгоритма действий и т.д. Особенно тяжелы для восприятия ребёнком учебники ОБЖ для 5, 7, и 8 классов.

2. В ходе преподавания предмета я столкнулся с ситуацией, когда невозможно (объективно невозможно) в отведенные на год 35 часов в изучение всего материала учебника для определённого класса (программа не предусматривает отмену уроков при проведении ЕГЭ, ГИА, проведение акций «День призывника», «День здоровья», «День защиты детей», проведение мероприятий по постановке на в/учёт, местные религиозные праздники, перенос выходных на понедельник, массовые посещения школьниками театра, филармонии, участие в конкурсах и соревнованиях с командами и т.д.) А ведь и саму учителю нужно время для проведения контрольных, зачётов, отработки практических навыков.

Получается, в 5-8 классах реально не хватает времени на темы раздела 5 Программы: «Основы медицинских знаний». И уровень содержания изложенного в учебниках материала по

этим «Основам...» оставляет желать лучшего. В общем, там всё правильно написано, но что может пятиклассник усвоить по теме, рассчитанной на 40 минут «Виды ран. Степени ожогов и обморожений. Первая помощь при ранениях», не имея знаний о видах кровотечений, асептики, антисептике, профилактики осложнений раны, способах остановки кровотечения, видах повязок и т.д. Убеждён - такой урок не даст почти никакой пользы. Чаще ребёнок будет испытывать разочарование.

Выход из положения: не отказываясь от изучения положенных программой тем по классам, я составил авторскую программу для 9 класса и всё время обучения в 9 классе посвящено «Основам медицинских знаний», где разбираются на достаточно высоком уровне все аспекты проблемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. Для текущего контроля уровня изучения материала кроме поурочного опроса, который, как правило, проводится в фронтальной форме (так больше охват учеников в классе), учащиеся решают тесты и ситуационные задачи по разделам:

Антисептика, асептика, профилактика осложнения раны, обморок, раневая инфекция;

Перевязочный материал, перевязочный материал из подручных средств;

Первая помощь при различных видах кровотечений (в т.ч. внутренних), при шоке и остром малокровии;

Первая помощь при массовых травмах и переломах;

Первая реанимационная помощь (в т ч. ПМП при утоплении);

Первая помощь при отравлениях ЯВ.

При прохождении курса учащиеся выполняют практически:

Остановка кровотечения при различных видах ран различными способами;

Первая помощь при переломах, вывихах;

Первая реанимационная помощь (тренировки проводятся с использованием тренажёра «Максим»).

По каждому вопросу изученного материала ученик получает оценку, которая выставляется в классный журнал.

Итоговый контроль: экзамены за курс ОБЖ 5-9 классов, куда входят темы «Основ....» и практические задания по этим темам. (В современный перечень экзаменов для 9 –х классов этот экзамен не вошёл, оценка общая выводиться по текущим результатам).

И лучшая награда учителю: наш выпускник - ныне студент СПб ВУЗа: « А я, Николай Владимирович, человека спас. В парке у парня, видимо наркомана, остановилось сердце. Все стояли и охали. А я сделал ему наружный массаж сердца, врач «скорой» меня поблагодарил, а я сказал, что этому меня научили на уроках ОБЖ».

Считаю, что при прохождении курса ОБЖ и в других классах применим метод ситуационного обучения, конечной целью которого является воспитание у каждого школьника потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, выработка навыков правильного анализа экстремальных ситуаций, оценки возникших, вроде безобидных пока, выбора правильных и безопасных форм поведения и грамотных действий.

Решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, ученик становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль: «Это может случиться со мной!».

В пятых классах при изучении общих тем, посвящённых безопасному поведению подростка, дети, как правило, выполняя домашние задания, рисуют в своих рабочих тетрадях ситуации, которые мы разбирали на уроке. Существует такая методика обучения маленьких «Нарисуй свой страх». И итоговый урок у пятиклассников - анализ событий и поступков сказочных героев: Красной шапочки и Колобка, которые привели их к гибели.

При реализации проекта «Анализ возможных опасных ситуаций в городе Майкопе» (победитель в научно практической конференции 2014 г. г. Майкоп), было выявлено, что большинство семей наших учеников не знает своего участкового, не знают телефоны спасения, не знают порядок действий при оповещении об угрозе ЧС, правил эвакуации и т. д. Обязательно подчёркиваю на уроках, что ученик, знающий правила спасения, несёт ответственность перед своими родными и близкими, обязан их научить, тому, что узнал сам, суметь помочь им в опасной ситуации. (Например, одно из домашних заданий в 5 классе: «Рисуем визитную карточку участкового».).

Вообще, при прохождении курса ОБЖ, дети, особенно 5-7 классов, рисуют много на уроках и при выполнении домашних заданий. Все имеют рабочие тетради, и в конце каждого полугодия проводится конкурс в этих классах, где ученики голосованием определяют лучших по ведению тетрадей. Дети относятся к этому очень серьёзно, готовятся заранее, ну а я этим внедряю образец и степень отношения к изучению ОБЖ.

По моему мнению, наши учебники поверхностно дают тему «Пожары и взрывы». Пожары - самая большая беда из техногенных, которая буквально терроризирует жителей городов, и учащимся 8-х классов следует знать намного больше причин возникновения пожара, чем это изложено в учебнике. К времени, отведенному на эту тему (4 часа), я добавил ещё 4, где подробно разбирается цена небрежности при курении, пользовании петардами и газовыми приборами, дети знакомятся с азами пожарной безопасности при эксплуатации электрических приборов, КЗ, узнают их физические параметры и их зависимости, вплоть до законов Ома и Джоуля – Ленца. И решают ситуационные задачи по этим темам.

С 6 го класса ученики начинают заниматься исследовательской и практической деятельностью. Составляют мини- проекты, выполняют практические работы. Лучшие из них обсуждаются на уроках и могут быть представлены на научно – практические конференции лицея или города. (Например, в 6 классе сумели добыть огонь, используя пластиковую бутылку, в 7 – выяснили, как, глядя в небо, можно предсказать погоду и т.д.).

Для большей мотивации изучения курса ОБЖ задаю (выполнять можно по желанию) вопросы, ответ на которых требует от учащегося целенаправленного поиска информации, более широкого кругозора и глубокого знания темы, чем это предусмотрено учебником. (например: для 6 кл. «Костёр Дакота», для 7 го – объяснить приметы перемены погоды, как даются имена циклонам, для 9-го «Что стучит в человеческом сердце?, для 10- го: «Почему по радио в блокадном Ленинграде транслировали стук метронома?» и т. д.)

С сожалением вспоминаю учебник Кострова А.М. «Гражданская оборона» «Просвещение» 1991 г., который по информативности, уровню изложения материала (это моё мнение), превосходит современный для 10 кл. И он намного полезней для молодого гражданина, будущего защитника нашей Родины, ведь патриотическое воспитание реализуется и через обучение знаниям и навыкам, которые обязательно потребуются при прохождении военной службы.

Не спорю: темы раздела современного учебника «Основы обороны государства» 10 и 11 кл. и темы «Основ военной службы» 11 кл. нужны будущему воину, но:

Срок военной службы сейчас короткий, и командиру взвода, к которому попадут служить наши ученики, больше будут нужны солдаты, знающие стрелковое оружие, умеющие стрелять, умеющие пользоваться компасом и картой, двигаться по азимуту, ориентироваться на незнакомой местности, пользоваться СИЗ, иметь навыки рукопашного боя, выживания, оказания первой медицинской помощи и т.д. Эта подготовка была бы с нашей стороны, со стороны школы, реальным вкладом в дело укрепления Российской армии. А с важными вопросами основ обороны государства молодой солдат встретится в армии на занятиях по гуманитарной подготовке и при изучении уставов.

Много мы делаем в этом направлении, большой стимул нам дают слёты – соревнования «Зарница-Школа выживания», но массового охвата юношей – допризывников ещё не происходит.

Во внеурочной работе я делаю упор на подготовку «Дружины юных пожарных», подготовку команды «Школа выживания», команды по стрелковому спорту (спасибо коллегам из школы №7), подготовку команды участников олимпиады, работа с коллективами учеников, готовящих проекты на лицейские и городские научные конференции. Занимаюсь с ними 1-2 часа в неделю и практически ежедневно в дни школьных каникул. Дети охотно приходят и занимаются.

Не буду перечислять победы и призовые места, которые занимали мои ученики в течение последних 5 лет. Не проводилось в городе Майкопе ни одного конкурса, соревнования, конференции по курсу ОБЖ, где бы мои учащиеся не принимали участия и не становились призёрами.

Общество ставит перед учителем всё новые задачи, решить которые без глубоких и обширных знаний просто невозможно. Считаю, одним из способов повышения эффективности работы педагога является его непрерывное образование. Своевременно прохожу курсы повышения квалификации при АРИПК, курсы при учебно - методическом центре МЧС, «Школа цифрового века», курсы по использованию информационных технологий и др. Занимаюсь самообразованием, собрал целую библиотеку по курсу ОБЖ, в т.ч. и на электронных носителях. Полученные знания применяю в работе со своим детским коллективом.

Личный опыт работы с дошкольниками по Основам Безопасности Жизнедеятельности в средней возрастной группе.

Свою статью я хотела бы начать со слов философов, которые говорят, что " Жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" и работая в детском саду более шести лет мне хочется их счастливые моменты сделать еще и безопасными.

Нет ничего дороже, чем жизнь и здоровье ребенка, главная моя задача дать понять ребенку, что его жизнь — это «сложный организм», чтобы о себе позаботиться нужно соблюдать определённые правила безопасности.

Все дошкольники очень любознательные, это естественно, хочется все «потрогать», «понюхать», «попробовать», в этом вся и проблема, ведь дети 3-4 лет не могут позаботиться о себе в полном объеме, опираясь на нехватку опыта, и опираясь на свою любознательность, могут попасть в неприятную ситуацию, которая будет касаться жизни и здоровья ребёнка…Одна главная проблема будет в том, что не объяснили, не донесли до ребенка информацию о правах безопасности.

Дошкольный возраст - это тот период жизни, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.

Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу, при встрече с бродячими животными.

Но безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача педагога - стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Ряд принципов и задач, которые я использую в работе с детьми:

1.Дать детям представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

2.«Электроприборы», закрепляем представления детей о электроприборах, их значении для людей, о правилах пользования ими.

3.«Кошки и собаки - наши соседи», учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться.

4.Познакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице.

5.Транспорт и правила дорожного движения. Закрепить представления о транспорте, о правилах поведения в нем, на дороге.

6.Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, вести ЗОЖ, есть овощи и фрукты, чтобы быть здоровым.

7.Насекомые. Формировать у детей представление о насекомых, о правилах поведения при встрече с ними.

8.Познакомить детей с нормами и правилами поведения в отношениях с незнакомыми людьми и незнакомыми предметами.

9.«Самый большой друг» развивать у детей объективно оценивать положительные качества друзей и новых знакомых, не обольщаться внешними данными, доверять тем ребятам кто доказал свою дружбу.

Результаты работы:

1.знание дорожной азбуки, культуры поведения на дороге и в транспорте,

2.развитие представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях (дети могут самостоятельно вызвать по телефону службу спасения)

3.формирование навыков здоровьезберегающего поведения.

Самым главным результатом, который мы достигли, является то, что они осознали, что главнее жизни и здоровья у человека нет, и посредственно к нему относиться нельзя. Здоровье надо беречь.

Список использованной литературы:

1.Образовательная ситуация к программе «Развитие» для средней группы детского сада/ под ред. А.И. Булычевой.-М.: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016.-182 с.

2. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.: АСТ, 1998.

3. Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.

В течение трех лет приоритетным направлением моей деятельности является формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Взрослые должны не только оберегать и защищать ребенка, но и подготавливать его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь - то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Исходя из выше изложенного, основным содержанием деятельности является:

  • Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, и применение их на практике;
  • Формирование представлений о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
  • Развитие основ экологической культуры ребенка и становление у него ценности бережного отношения к природе;
  • Формирование ценностей здорового образа жизни;
  • Знакомство с правилами безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте, в лесу;
  • Знакомство с правилами дорожного движения (данное направление является особенно актуальным, так как, наблюдая за родителями, мы видим, что многие из них вместе со своими детьми ходят по проезжей части, совершенно не соблюдают правила дорожного движения, тем самым подают отрицательный пример детям).

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов, при этом взрослые люди не замечают, как часто они повторяют "Нельзя", "Не трогай", "Отойди". Если запретов будет слишком много, ребенок не сможет выполнить их в полной мере. Что же делать? Можно посоветовать взрослому, самому себе ответить на следующие вопросы:

Может быть, я действовал только путем запрета и ребенок не понял значения данного правила?

Может быть, у ребенка не было достаточно времени, чтобы усвоить это правило?

Может быть, я недостаточно стимулировал выполнение им правил, не поощрял его?

Последовательно ли мое собственное поведение, придерживаюсь ли я сам этих правил?

Не слишком ли много я требую от ребенка (выполнения правил и запретов)?

Воспитание безопасности невозможно без сотрудничества с родителями, но для этого их необходимо научить. Обучение и просвещение родителей осуществляю через различные формы работы: родительские собрания в нетрадиционной форме с привлечением работников ГИБДД, беседы о безопасном поведении взрослых и детей, активизирую внимание родителей к данной проблеме через сообщение статистики (сколько ежегодно гибнет детей на дорогах, от насилия взрослых, в лесу и т.д.) Особое внимание уделяю наглядности для родителей при оформлении информационных стендов в раздевалке, стараюсь, чтобы она всегда была красочной, яркой, запоминающейся, привлекала к себе внимание.

Использую в своей работе следующую литературу: «Безопасность» - учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», А.В.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, Санкт-Петербург, Детство-Пресс; «Азбука АУ» - методические рекомендации по обучению детей основам безопасности, О.Р. Жукова, Г.Н.Трушнина, Санкт-Петербург, Детство-Пресс; программа «Светофор», Санкт-Петербург, Детство-Пресс.

В процессе внедрения данных программ и методических пособий были разработаны перспективные планы работы с детьми младшей, средней и старшей группы.

В ходе работы совместно с детьми нами были составлены «Пять НЕ»:

1. Не выходи на улицу один.

2. Не вступай в разговор с незнакомыми людьми на улице и в общественных местах.

3. Не соглашайся никогда идти с незнакомыми и чужими людьми, как бы они тебя не уговаривали, и чтобы они тебе не предлагали.

4. Не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями, или предлагает что-то купить или подарить.

5. Не садись в машину к незнакомцу.

Приближенность нашего населенного пункта к лесной зоне, заставляет обращать внимание детей на правила поведения в лесу, что делать, если ты случайно заблудился. В связи с этим, составляли различные планы местности. В процессе совместной деятельности дети узнали, что нужно брать с собой в лес, какие правила нужно выполнять в лесу, чтобы не навредить себе и обитателям леса.

Особое внимание в ходе работы с детьми уделяла режиму дня, беседовали о том, почему его нужно соблюдать: разыгрывали различные проблемные ситуации, позволяющие понять, что есть здоровая пища и нездоровая; размышляли с детьми о том, как нужно ухаживать за собой, чтобы наш организм не рассердился.

Большое значение уделяется ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности (многие дети проживают в частных домах с печным отоплением), проводим тренировочные занятие по эвакуации детей из здания детского сада, что делать, если случится пожар, организую, посещения Пожарной части, с целью ознакомления с профессией пожарного, рассматривания специального пожарного снаряжения, пожарной машины. В группе создан «Островок безопасности», оснащенный различными наглядными пособиями для детей. Центральное место занимает светофор и 3 нужные цифры 01, 02, 03. В раздевалке оформлена выставка предупреждающих картинок «НЕЛЬЗЯ». Есть плакаты по безопасности. Полученные знания и представления дети отображают посредством сюжетно-ролевых игр («Пожарные», «Спасатели», «МЧС», «Милиционеры»), в продуктивной деятельности (в коридоре детского сада организуется постоянно действующая выставка детских работ «Безопасность нашей жизни»). Обязательным ритуалом нашей группы является ежедневное чтение познавательной и художественной литературы, в том числе и по безопасности (К.Чуковский «Катауси и Мауси», «Кошкин дом», загадки об острых и пожароопасных предметах, С.Куставиков «Я в лесу один остался», С.Михалков «Веселый турист», А.Толстой «Пожарные собаки», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» и др.) Регулярно рассматриваю с детьми современный журнал «Путешествие на зеленый свет».

С целью определения результативности работы в данном направлении были выделены следующие критерии:

Уровень представлений детей о действиях при пожаре, при встрече с незнакомыми людьми;

Знание элементарных правил поведения на дороге, в лесу, в общественном транспорте;

Оказание первой медицинской помощи;

Умение общаться с острыми и опасными предметами;

Умение общаться с животными, знание ядовитых растений.

Особенно хочется отметить, что данная работа не прошла бесследно для родителей: они усилили бдительность по отношению к своим детям, по дороге в детский сад, стали соблюдать правила дорожного движения - не передвигаются по проезжей части дороги. Перспективой работы с взрослыми является: усиление внимание родителей на правила перевозки детей в личном транспорте (обеспечение безопасности детей, посредством автомобильных кресел).

Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!


Виноградова Ольга Юрьевна
Воспитатель МДОУ «Эммаусский детский сад общеразвивающего вида»;
Педагогический стаж 14 лет;
1 квалификационная категория.
Описание опыта работы по теме:
«Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности в условиях ФГОС».
Актуальность:
Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В.Ломоносова, В.А.Левицкого, И.М.Сеченова, Вернадского и др. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идёт интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Реалии современного мира, техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность и т.д. подтверждает бесспорную актуальность данной темы.
Условия возникновения опыта: дошкольных учреждений, общественности, родителей. В связи с этим остро встает вопрос о социальном развитии ребенка-процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Мы учим его жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становиться социально компетентным. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому, «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети осознали, что нужно беречь и защищать свою жизнь. Я обратила внимание на данную проблему и пришла к выводу, что нельзя оставить ее без внимания, и решила вести работу по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея:
Чтобы прожить жизнь так или иначе, сначала ее надо сохранить, основы безопасности жизнедеятельности – сумма знаний об общепринятых человеком нормах поведения и умение действовать в сложной опасной ситуации. Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для формирования у дошкольников знаний, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
Цели и задачи:
Задачи в работе с детьми:
-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
-формировать знания детей о правилах поведения при пожаре,о правилах дорожного движения;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;
Задачи в рабате с родителями:
-знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
Теоретическая база опыта:
В своей работе я ориентируюсь на программу «Из детства – в отрочество» Т.Н. Доронова и др., Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Г.Б. «Безопасность». Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук», Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет»
Технологический аспект:
Свою работу по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности я начала с создания предметно-развивающей среды. В первую очередь необходимо было пополнить среду разнообразными дидактическими играми и наглядным материалом. Совместно с родителями мной была создана богатая картотека, куда вошли разнообразные игры по основам безопасности. В мой план работы вошли также различные экскурсии, беседы, развлечения.
Результативность: - знания детей значительно пополнились; - дети усвоили правила поведения в лесу, у водоема, различают съедобные и несъедобные грибы и ягоды и т.д. - сформированы знания о правилах пожарной безопасности и ПДД; - дети усвоили знания о здоровом образе жизни; - систематизированы знания детей о контактах с незнакомыми людьми дома и на улице; - многие родители стали внимательнее относится к вопросу формирования у детей основ безопасности;
Направленность:
Данный опыт может быть использован воспитателями старшей и подготовительной группы.


Приложенные файлы

Ламанова Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Суджа, Курская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Обобщение опыта по основам безопасности жизнедеятельности"
Дата публикации: 20.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Тематическое планирование работы
«Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного

Содержание
1. Формирование основ безопасности жизнедеятельно сти дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Эксперимент альная работ а по о сновам б е з о п а с н о с т и жизнедеятельности детей дошкольного возраста 3.Определение уровня детей по основам безопасности жизнедеятельности 4. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников 5. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности 6.Заключение 7.Список литературы
1
.Введение
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению. Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. Отсутствие социальных навыков отражается на коммуникативном развитии: не умеют поддерживать разговор, отсутствует содержательная активная деятельность. Р а б о т а я в д е т с ко м с а д у, з а м е ч а е ш ь, ч т о д е т и с т а л и несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому именно сейчас во многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для
выбора данной темы. ТЕМА: Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников ЦЕЛЬ: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: 1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу. 2.Выявить возможности старшего дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности. 3.Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности. 4.Определить методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: -изучение и анализ психолого-педагогической литературы -индивидуальные беседы с детьми -чтение художественной литературы с последующим разбором -педагогические ситуации -ситуативные задачи -анкетирование родителей -беседы с детьми -педагогический эксперимент. .
В своей практической работе я взяла за основу программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», где дан материал, с помощью которого у детей появится потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях Авторы программы дифференцировали ее на шесть основных направлений: 1) Ребенок и другие люди. 2) Ребенок и природа. 3) Ребенок дома. 4) Здоровье ребенка. 5) Эмоциональное благополучие ребенка. 6) Ребенок на улицах города.

2. Экспериментальная работа по формированию основ

безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Работа провадилась с детьми старшего возраста. . В данном разделе ставились задачи – выявить уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности. Для выявления уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности с детьми всей группы была проведена диагностика. 1) Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использовала беседы, дискуссии - это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, тренинги). Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому я проводила по отдельным темам несколько занятий или продолжала эту работу в различных видах деятельности. Я убедилась, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Я думаю, что безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо
стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. На этапе ставились следующие задачи: -знакомить детей с социальной действительностью, сформировать у детей представление о своем организме, о чувствах, о мыслях, о поступках, об умениях, о семье, о родословной, о том, как мы живем в детском саду. -дать понятия кто такие дети и взрослые, зачем и как работают взрослые люди, зачем и как люди отдыхают. Дети могут не только усвоить эти знания, но и стараться применить это в жизни. О природе, о здоровье мы говорим постоянно, но о том, какие опасности подстерегают ребенка дома, какие могут быть экстремальные ситуации в быту – эти вопросы зачастую выпадают из нашей практики. Мною разработан материал на эту тему, где раскрывается цели и задачи данной проблемы, принципы, условия, методы и средства ознакомление детей с основами безопасности, как сотрудничать с родителями, раскрывается воспитательно-образовательная работа с детьми, дана подборка стихов, загадок, пословиц связанные с содержанием той или иной темы, дана технологическая карта предполагаемых занятий. Материал на эту тему дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей. Особенность содержания предлагаемого материала заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости контактов между педагогами и родителями.
Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

Воспитательная

среда.
Я создала в группе ком ф о рт н ы й, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и
эмоционального благополучия детей.
Пространственно

предметное

окружение,

построенное

принципе

истинной

красоты.
Создала пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре « Юные пожарные»., Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Были изготовлены разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка). Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку». Детей это очень интересует, они подолгу стоят, рассматривают, думают, рассуждают. Используя обычные предметы детской мебели можно создать в группе уголок, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Готовясь к проведению тематических вечеров досуга, должен учитываться опыт детей, имеющийся материал. При этом надо включать материал, помогающий развивать не
только умственное активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять разносторонние развитие детей, формировать у них такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию. Важно способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, развитию эмпатии, доброжелательного отношения к людям.
Художественная

литература.
Является одновременно источником знаний и источником чувств. Мной были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные - Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические – С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон». Особое место я уделяла сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев.
Деятельность

условие

ознакомлению

детей

основами

безопасности
Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств.
Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира. Все виды деятельности можно разделить на две группы. К первой группе относятся игра и изобразительная деятельность.
Игра.
Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использовала словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Предметная деятельность.
Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это
колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
Наблюдение.
Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Учебная деятельность.
Важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.
Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения.
Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и
классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д..
Метод

моделирования

ситуаций.
Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на
разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.
Игровые

приемы.
Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?». «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).
Придумывание сказок на разные темы.
Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

Сотрудничество с родителями
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. Сетка занятий на неделю мало, о чем скажет родителям. Но им будет интересно узнать, чем их дети будут заниматься в течение недели. И не исключено: взрослые охотно включатся в «домашние задания», которые иногда задают детям. По каждому разделу с родителями проводились консультации, давались домашние задания. Я провела тестирование на тему «Откуда опасность», где были заданы ряд вопросов: 1) В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита? 2) Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач? 3) Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами? 4) Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества
(бензин, керосин и т.п.)? 5) Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками? 6) Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем? 7) Что знает ваш ребенок об электричестве? Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки- передвижки, консультации-практикумы. Темы: «Не оставляйте детей без присмотра». «Что нужно делать при пожаре». «Как знакомить детей с основами безопасности». «Ожог у ребенка» (консультация ст.м/с). «Как устанавливать елку». «Не допускайте шалостей с огнем». «Как вести себя во время пожара». «Ребенок и огонь: обеспечить безопасность». «Отчего происходит пожар». «Предметы, требующие осторожного обращения». «Использование и хранение опасных предметов». «Личная безопасность». «Обращение с электрическими приборами». «Правила поведения при пожаре». . Было проведено открытое занятие на тему: “Опасные предметы”. Провела ряд игр: дети делятся на 2 команды (огонек, уголек.) 1. На столах перед командами лежат карточки с цифрами. Из них нужно правильно составить номер телефона пожарной охраны. 2. каждая команда должна вспомнить как можно больше пословиц и поговорок об огне. 3. Какая команда отгадает больше загадок. 4. Члены команды поочередно должны добежать до телефона, набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, правильно и четко называя свой домашний адрес. В свободное время почитать детям рассказы «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б. Житкова, В. Гальченко «Первая тревога», Ю.Л. Смирнов «Огонь» (книжка для талантливых детей и заботливых родителей), А. Гостюшин «Шаг за шагом.
Безопасное поведение, ч.1,2». Сюжетно-ролевые игры: «Мы пожарные», «Служба спасения». Постановка спектакля «Кошкин дом». Рассмотрели плакаты, иллюстрации Провела итоговое занятие, где выявила уровень усвоенности детьми правил пожарной безопасности, умения выбирать правильный выход из создавшейся ситуации. В ходе занятия обыграли ситуации: - Ты дома один. Загорелся телевизор. Что делать? - На сковороде загорелось масло, твои действия? - На тебе загорелась одежда, как поступить? - В детском саду возник пожар, твои действия? Давала детям задание на дом вместе с родителями: зарисовать зоны особой опасности в вашей квартире, придумать модели ситуаций, которые могут вызвать пожар в доме. Проводя такую работу по ознакомлению детей с основами безопасности добилась того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребно сть утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. На итоговых занятиях и в индивидуальной беседе было выявлено, что дети на много лучше осведомлены в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности и умеют применять свои знания в реальной ситуации осмысленно. По результатам проделанной работы получены следующие уровни знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности. Проводя планомерную работу по разделу «Ребенок дома», пришла к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только одними занятиями, значительную часть знаний и умений ребенок усваивает без
специального обучения - в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений, опытов. Главная задача педагога: помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий. В повседневной жизни, в ходе ситуаций (естественных и специальных) отрабатываются, закрепляются, расширяются знания детей, их умения, обогащаются чувства, упрочиваются познавательные интересы, способности.

Заключение
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир. Первым этапом работы по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста было изучение различной литературы по данной теме. Далее шло научное определение и доказательство условий для воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, практическая апробация выдвинутых предположений. Была проведена экспериментальная работа с детьми старшей группы. В ходе проведения эксперимента использовались различные методы и приемы. Исследование позволило выявить особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование. По итогам этой работы можно сделать вывод: дети старшего дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме.

Используемая литература
1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002. 2.Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. 3.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992. 4.Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000. 5.Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1992. 6.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993. 7.Волчкова В. Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. – В.,2004. 8.Дыбина О.В. Рукотворный мир. – М., 2000. 9.Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. – М.,1991. 10.Князева О. Мои помощники. //Дошк воспитание 2000 №2. 11.Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1988. 12.Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996. 13.Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988. 14.Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.,1993.



Поделиться: